Система осушки сжатого воздуха предназначена для уменьшения содержания
влаги в сжатом воздухе, поступающем в питательную магистраль тормозной
системы. В систему осушки входят: адсорберы, клапаны,
электропневматические вентили, подогреватели, пылеотделитель, дроссель,
разобщительные краны, трубопроводы.
Адсорбер (рис, 85) состоит из корпуса 10 и крышки 8, соединенных между
собой болтами. Внутри корпуса установлен стакан 7, вокруг которого
уложена
изоляция из мягкой теплоизоляционной базальтовой
плиты. В стакан (в верхней и нижней частях) установлены диски 2 и 4,
имеющие по 55 отверстий диаметром 18 мм. Объем стакана между дисками
заполнен материалом в виде гранул, обладающим высокой влагопоглощающей
способностью (адсорбентом 3).
Чтобы адсорбент не просыпался через отверстия дисков, между дисками и
адсорбентом проложены сетки. Верхний диск поджимается к адсорбенту
пружиной 6, что исключает перемещение гранул относительно друг друга при
вибрациях. Сжатый воздух подводится к патрубку 5, проходит через
адсорбент 3 и отводится через патрубок 11. Для удаления накопившейся в
адсорбенте влаги производится периодическая продувка подогретым воздухом
через штуцер 1, а отводится воздух через патрубок 5 с последующим
выбросом в атмосферу. В этом случае адсорбер работает в режиме
регенерации.
Режимы работы адсорберов переключают с помощью клапанов, управляемых
электро-пневматическими вентилями. Каждый вентиль управляет одновременно
работой двух клапанов. В обесточенном состоянии вентиля один из
управляемых им клапанов открыт (конструкция клапана показана на рис. 86,
а) и закрывается при подаче питания на катушку вентиля, другой клапан
при обесточенном состоянии вентиля закрыт и открывается при подаче
питания на катушку вентиля (конструкция клапана показана рис. 86, б).
Обратный клапан (рис. 87) обеспечивает проход осушенного воздуха из
адсорбера в питательную магистраль локомотива, а при работе адсорбера в
режиме регенерации перекрывает сообшение питательной магистрали с
адсорбером.
Фильтрация осушенного воздуха производится в пылеотделителе (рис. 88),
который состоит из корпуса и крышки, аналогичных по конструкции с
примененными для адсорбера. Внутри корпуса установлен стакан 6, на
который опирается каркас 3 с одетым на него чехлом 1 из фильтрующей
ткани. Каркас поджимается к стакану пружиной 4. Воздух к пылеотделителю
подводится со стороны цилиндрической поверхности корпуса, проходит через
фильтрующий элемент и через патрубок в крышке 5 отводится в питательную
магистраль. Для удаления скопившейся пыли на дне корпуса предусмотрено
отверстие, закрытое пробкой 8.
Подогревателем воздуха служит труба, расположенная в глушителе, которая
обогревается выпускными газами дизеля.
Схема системы осушки приведена на рис. 89. Для включения системы в
работу необходимо тумблер ТО установить в одно из рабочих положений, при
этом кран 42 должен быть открыт, а кран 41 — закрыт. Если замыкается
цепь питания вентиля 3, вентиль 8 находится в обесточенном состоянии и
управляемый им клапан 6 открыт, а клапан 7 закрыт. В данном случае
воздух из главного резервуара тормозной системы поступает через открытый
разобщительный кран 42 и клапан 6 в адсорбер 9. В адсорбере воздух
осушается и через обратный клапан 12 при закрытом клапане 14 поступает в
пылеотделитель 10, после чего в питательную магистраль. Адсорбер 9
работает в режиме осушки.
Часть осушенного воздуха, ответвившаяся после
адсорбера 9, проходит через подогреватель 11, дроссель 13, подогреватель
1 и поступает в адсорбер 2. Так как вентиль 3 в данный момент включен,
управляемый им клапан 4 открыт, а клапан 5 закрыт. Поэтому подогретый
воздух проходит через адсорбер 2, в котором происходит десорбация ранее
поглощенной адсорбентом влаги, и сбрасывается в атмосферу через открытый
клапан 4. Адсорбер 2 в этом случае работает в режиме регенерации.
Изменение режимов работы адсорберов производится путем перевода тумблера
в другое рабочее положение через каждые 4 ч. При нейтральном положении
тумблера вентили 3 и 8 обесточены, при этом клапаны 5 и 6 открыты, а
клапаны 4 и 7 закрыты. В данном случае воздух через открытый кран 42,
клапаны 5 и 6, адсорберы 2 и 9, пылеотделитель 10 поступает в
питательную магистраль. Отключается система осушки переводом крана 42 в
закрытое, а крана 41 — в открытое положение.