5.19. Система охлаждения дизеля
10Д100 тепловоза ТЭ10М
Водяные насосы дизеля 10Д100 тепловоза ТЭ10М
установлены на плите насосов и приводятся во вращение от нижнего
коленчатого вала дизеля через шестеренную передачу. Корпус, станина и
всасывающая головка насоса — чугунные (рис. 50). Бронзовое рабочее
колесо установлено на валу на шпонке и затянуто глухой гайкой 19,
которая контрится шайбой 18. Вал насоса имеет две опоры, одна из которых
состоит из двух радиальных подшипников 4, а другая — из одного
радиально-сферического подшипника 6. Между подшипниками установлена
распорная втулка 5.
Гайка 1 закрепляет на валу шестерню, подшипники,
распорную втулку 5 и отражательную втулку 7. Стопорная планка 3
удерживает наружные кольца подшипников 4 и тем, самым удерживает вал
насоса с закрепленными на нем деталями от перемещения в сторону привода.
Уплотнение, препятствующее просачиванию воды вдоль вала насоса, состоит
нз сальниковых колец 12, изготовленных из асбестового графитизированного
просаленного шнура, и нажимной втулки 10. Для уменьшения износа в месте
установки сальниковых колец на вал напрессована закаленная хромированная
втулка 11. Уплотнение, препятствующее течи масла, состоит из
отражательной втулки 7 и уплотнительного кольца 8. Разрезное чугунное
кольцо 8 свободно сидит в проточке отражательной втулки и плотно
прижимается к станине, обеспечивая надежное уплотнение.
Просочившееся масло по кольцевой канавке и каналам в станине сливается в
картер дизеля. Гребешок отражательной втулки 7 препятствует попаданию
воды в масло при неисправном водяном уплотнении. Через штуцер 20
просочившиеся по уплотнениям вода и масло сливаются в дренажную трубку.
Водяной насос системы охлаждения наддувочного
воздуха и масла отличается от насоса системы охлаждения дизеля только
меньшей производительностью и наличием задней головки, установленной
между корпусом и станиной насоса.