В качестве охлаждающей жидкости для системы
охлаждения двигателя тепловоза ТУ6А рекомендуется применять чистую
«мягкую» воду. Если используется колодезная или ключевая («жесткая»)
вода, то ее надо смягчить добавлением соли тринатрийфосфата в количестве
до 2 г на 1 л воды. Заливают воду через воронку с мелкой сеткой.
В зимнее время в качестве охлаждающей жидкости рекомендуется применять
этиленгликолевые смеси 40 и 60 (ГОСТ 159—52) с температурой замерзания
—40 и —60°С. Следует помнить, что этиленгликолевая смесь ядовита, но
безопасна для наружных покровов и органов дыхания. Эта жидкость имеет
больший, чем вода,, коэффициент объемного расширения, поэтому заливать
ее в систему надо на 6% меньше установленной заправочной емкости. Если
объем охлаждающей жидкости уменьшился за /счет испарения, а не из-за
течи, в систему охлаждения следует добавлять только воду, так как
количество этиленгликоля вследствие высокой температуры его кипения
остается настоянным.
Систему охлаждения тепловозов ТУ7 рекомендуется заправлять
1,5-процентным раствором эмульсолов Э-1(А) или Э-2(Б) (ГОСТ 1975—53) в
чистой «мягкой» воде с общей жесткостью не более 3 мг-экв. л. Для
смягчения воды ее следует кипятить в течение 20—30 мин и дать ей
отстояться. Отстоявшуюся воду (без осадка) профильтровать через плотную
ткань и применять для приготовления раствора.
Для предотвращения усиленного накипеобразования на стенках полостей
системы охлаждения следует использовать возможно более длительное время
одну и ту же охлаждающую жидкость (воду) и возможно реже ее сливать. При
температуре окружающей среды ниже 5°С и до минус 35°С рекомендуется
систему охлаждения тепловоза ТУ7 заправлять низкозамерзающей охлаждающей
жидкостью 40 (ГОСТ 159—52) или 40М (СТУ12 № 10-140-62); при более
низких температурах — жидкостью 65. Попадание в низкозамерзающую
жидкость горюче-смазочных материалов не допускается.