Аккумуляторные батареи 6ТСТ-120ЭМС тепловозов ТУ6А и ТУ7
На тепловозе ТУ6А установлены две, а на
тепловозе ТУ7 шесть аккумуляторных батарей типа 6ТСТ-120ЭМС. На обоих
локомотивах применяется напряжение 24В; на ТУ6А два аккумулятора
соединены последовательно, на 1У7 — последовательно-параллельно по три
аккумулятора в группе.
Сухозаряженные батареи от обычных, выпускаемых заводом в незаряженном
исполнении, отличаются более быстрым вводом в
действие (после заливки и пропитки электролитом в течение 3 ч такую
батарею достаточно зарядить в течение 5—8 ч током 10 А или даже можно
сразу после пропитки электролитом ставить на тепловоз без
предварительного заряда). На тепловозы, выпускаемые с завода,
аккумуляторные батареи ставятся без электролита. Заливка электролита и
приведение аккумуляторных батарей в действие должны производиться на
месте их эксплуатации. Гарантийный срок службы аккумуляторной батареи в
зависимости: от материала сепараторов 12—18 месяцев. При правильном
обслуживании аккумуляторные батареи служат 2—3 года.
Наилучший способ эксплуатации аккумуляторных батарей — держать их всегда
полностью заряженными. Разряженные или неполностью заряженные
аккумуляторные батареи быстро сульфатируются и теряют емкость.
Температура электролита имеет большое значение для работы батареи.
Необходимо следить за тем, чтобы она не падала ниже —20°С, т. е.
принимать меры к обогреву батарей, начиная с температуры +5°С и ниже.
Нельзя допускать увеличение температуры электролита выше +45°С (при
исправных батареях это достигается путем временного отключения батарей
от зарядного устройства), так как при температуре электролита выше +45°С
аккумуляторная батарея выходит из строя.
Заливка электролита в батареи и приведение их в рабочее состояние должны
производиться на месте эксплуатации тепловоза на зарядной станции
квалифицированными специалистами в соответствии с Едиными правилами
ухода и эксплуатации автомобильных аккумуляторных батарей. Качество
приведения аккумуляторных батарей в рабочее состояние оказывает решающее
влияние на срок их службы. На тепловозе батареи обслуживает локомотивная
бригада.
В зависимости от климатического района, в котором работают
аккумуляторные батареи, их заливают различными по плотности: растворами
серной кислоты (табл. 7).
Таблица 7
Таблица 8
Температура
электролита,
°С
Поправка к
показанию ареометра
Температура
электролита, °С
Поправка к
показанию ареометра
460
+0,03
0
—0,01
+45
+0,02
—15
—0,02
+30
+0,01
—30
—0,03
+ 15
0,00
-40
—0,04
При замере плотности электролита ареометром к
показанию последнего необходимо прибавить температурную поправку в
соответствии с табл. 8. При эксплуатации батарей необходимо не реже
одного раза в две недели: очищать батарею от пыли;
очищать выводы батареи и наконечники проводов от окислов; протирать
чистой ветошью поверхность батареи от пролитого аа нее электролита.
Ветошь предварительно должна быть смочена в растворе нашатырного спирта
или 10-процентном растворе соды;
проверять плотность креплений батареи в гнезде; проверять крепление и
плотность контакта наконечников проводов с выводами батареи. Для
предупреждения порчи выводов батареи не допускать натяжения проводов;
проверять и при необходимости прочищать вентиляционные отверстия;
проверять во всех аккумуляторах батареи уровень электролита. Если
уровень электролита окажется ниже нормм, то доливают дистиллированную
воду до требуемого уровня.
В холодное время года во избежание замерзания воду следует добавлять
непосредственно перед зарядом для быстрого перемешивания ее с
электролитом.
Не реже одного раза в три месяца следить за полнотой заряда
аккумуляторов по плотности электролита. При плотности электролита,
соответствующей разряженности аккумуляторов более
чем на 25% зимой и более чем на 50% летом (табл. 9), батарею необходимо
снять с эксплуатации и отправить на заряд.
Доливать электролит или кислоту в аккумулятор воспрещается, за
исключением тех случаев, когда точно известно, что понижение уровня
электролита произошло за счет его выплескивания. При этом плотность
доливаемого
электролита должна быть такой же, какую имел
электролит в аккумуляторе до выплескивания.
Хранить батареи с электролитом в случае длительного бездействия следует
в прохладном помещении, по возможности при температуре не выше 0 и не
ниже минус 30°С.