Работа системы переключения реверса - тепловоз ТУ7
Механизм переключения реверса (см. рис. 69)
предназначен для изменения направления вращения выходного вала
гидропередачи (изменения направления движения тепловоза). Реверс
переключается подвижными шлицевыми муфтами переднего и заднего хода 15 и
19, которые, перемещаясь по шлицам соединительных валов 32 и 27 при
помощи сервоцилиндра 4, включают одно из положений реверса «вперед» или
«назад». - Во включенном положении подвижные муфты реверса удерживаются
давлением воздуха в рабочей полости цилиндра и штоком 2 фиксатора 3.
Шток 2
опускается в приточку штока сервоцилиндра 16 после
перемещения его в одно из крайних положений. При переключении реверса
шток поршня сервоцилиндра освобождается от фиксатора под действием
давления воздуха, подводимого в это время к фиксатору.
Чтобы исключить переключение подвижных муфт во время движения тепловоза,
в схеме предусмотрен блокировочный клапан 57, пропускающий воздух к
фиксатору только после полной остановки тепловоза. Клапан блокировки
включается в пневматическую систему управления тепловозом таким образом,
что полость 63 сообщается с главной воздушной магистралью при включении
электропневматического вентиля блокировки реверса. Полость 64
блокировочного клапана сообщена с фиксатором сервоцилиндра, а полость 61
постоянно сообщена с атмосферой. Для контроля положения подвижных муфт
они механически связаны с контактным барабаном, который, поворачиваясь,
замыкает контакты цепи питания сигнализирующих ламп, установленных на
пульте управления.
Процесс переключения реверса гидропередачи протекает в такой
последовательности: освобождается шток поршня сервоцилиндра от
фиксатора, включается муфта другого направления н фиксируется шток
поршня.
При нажатии на кнопку блокировки реверса КБР на пульте управления
включается вентиль блокировки реверса ВБР, который откроет доступ
воздуха из воздушной магистрали тепловоза через -блокировочный клапан 57
к фиксатору 3 положения сервоцилиндра 4. Поступающий воздух поднимает
фиксатор. После разблокировки и перевода рукоятки реверса в положение
«вперед» или «назад» включается один из вентилей переднего 7 или заднего
6 хода, который откроет доступ воздуха в соответствующую полость 1 или 5
сервоцилиндра гидропередачи и муфта реверса гидропередачи переключится
на выбранный ход «вперед» или «назад».
При переключении возможны попадания муфты в положение «зуб в зуб». Для
обеспечения включения реверса в этом случае схемой переключения реверса
предусмотрена система гидродо-ворота, включающая реле гидродоворота,
размещенное в блоке управления. Назначение его—обеспечить автоматическое
импульсное включение электрогидравлического вентиля первого
гидротрансформатора передачи. Происходящее при этом частичное наполнение
первого гидротрансформатора выполняет доворот подвижных муфт,
обеспечивая их включение. Работа электрической схемы и системы
гидродоворота при переключении реверса рассмотрена в главе VI. При
отсутствии сжатого воздуха в полости 63 полости 64 и 61 сообщаются между
собой через каналы в золотнике 65. Блокировочный клапан установлен в
корпусе входного редуктора так, что между наконечником золотника 68 и
специальной шайбой 69, закрепленной на шестерне входного вала редуктора,
выдержан зазор 1—1,2 мм. Когда открывается доступ
воздуха в полость 63 клапана, втулка 58 движется
вниз с клапаном 62 и золотником 65, при этом клапан 62 прижат пружиной
56 ь своему седлу во втулке 58, а золотник пружиной 60 прижат к упору во
втулке. Совместное движение происходит до тех пор, пока не выберется
зазор между наконечником золотника 68 и шайбой 69. Дальнейшая работа
клапана зависит от того, вращается вал или нет.
При вращающемся вале 70 наконечник золотника 68 увлекается силой трения
в месте соприкосновения с шайбой и отклоняется в сторону вращения шайбы.
Золотник 65 перемещается со втулкой 58 до упора втулки в стакан 66.
Клапан 62 по-прежнему будет прижат пружиной 56 к седлу. Сжатый воздух в
полость 64 не поступит. Полоски 64 и 61 сообщены с атмосферой. Таким
образом, при вращающемся вале 70, т. е. при движущемся тепловозе, клапан
не позволяет сжатому -воздуху проходить к пневматическому цилиндру
фиксатора 3.
Если тепловоз неподвижен, то вал 70 не вращается. Как только наконечник
золотника 68 упрется в шайбу 69, золотник 65 останавливается, а втулка
58 и прижатый к ней клапан 62 продолжают двигаться, сжимая пружины 60 и
67 до тех пор, пока втулка 58 не дойдет до упора в стакан 66. При этом
хвостовик золотника поднимает клапан 62 и сжатый воздух из полости 63
попадает в полость 64. Полости 64 и 61 разобщены, так как