Чтобы исключить возможность включения реверса
при движущемся тепловозе, гидропередача оборудована блокирующим
устройством. Система блокировки переключения состоит из клапана
блокировки и фиксатора сервоцилиндров. Клапан блокировки (рис. 67)
включается в пневматическую систему управления тепловозом таким образом,
что полость А сообщается с главной воздушной магистралью при включении
электропневматического вентиля блокировки реверса ВБР.
Полость Б сообщена с фиксатором сервоцилиндров, а полость В постоянно
сообщена с атмосферой. При отсутствии сжатого воздуха в полости А
полости Б и В сообщаются между собой через канал в золотнике 2. Клапан
установлен на корпусе входного редуктора так, что между наконечником 23
и специальной шайбой 24, закрепленной на шестерне входного вала входного
редуктора, выдержан зазор 1 —1,2 мм.
Когда открывается доступ воздуха в полость А клапана, втулка 7 движется
вниз с клапаном 10 и золотником 2
при этом
клапан 10 прижат пружиной 11 к своему седлу во
втулке 7, а золотник пружиной 8 через штифт 4 прижат к упору во втулке.
Совместное движение происходит до тех пор, пока не выберется зазор 1
—1,2 мм между наконечником 23 и шайбой 24. Дальнейшая работа клапана
зависит от того, вращается шайба или нет.
При вращающейся шайбе 24 наконечник 23 увлекается силой трения в месте
соприкосновения с шайбой и отклоняется (в сторону вращения шайбы) на
валике 19, зафиксированном с одной стороны буртом, а с другой — шайбой
со шплинтом. Золотник 2 перемещается со втулкой 7 до упора втулки в
стакан 15. Болт 14, входящий в паз втулки 7, предохраняет ее от
проворачивания. Клапан 10 по-прежнему будет прижат пружиной 11 к седлу.
Сжатый воздух в полость Б не поступает. Полости Б и В сообщены с
атмосферой.
Таким образом, при вращающейся шайбе 24, т. е. при движущемся тепловозе,
клапан не позволяет сжатому воздуху проходить к пневматическому цилиндру
фиксатора. При неподвиж-ном тепловозе шайба 24 не вращается. Как только
наконечник
23 упрется в шайбу, золотник 2 останавливается, а втулка 7 и прижатый к
ней клапан 10 продолжают двигаться, сжимая пружины 3 и 8 до тех пор,
пока втулка 7 не дойдет до упора в стакан 15. При этом хвостовик
золотника поднимает клапан 10 и сжатый воздух из полости А попадает в
полость Б. Полости Б и В разобщены, так как канал в золотнике закрыт
клапаном.
Как только шайба 24 начнет вращаться, подача воздуха к цилиндру
прекратится, так как под действием пружин 8 золотник опустится, клапан
10 сядет на седло и полость В через канал в золотнике сообщится с
полостью Б. Воздух из пневматического цилиндра выйдет в атмосферу.
При прекращении подачи воздуха в .полость А и сообщении ее с атмосферой
все элементы 'клапана возвращаются в первоначальное положение.