Давление газов при сгорании рабочей смеси в
цилиндре воспринимает кривошипно-шатунный механизм, преобразуя
прямолинейное движение поршня во вращательное движение коленчатого вала.
Коленчатый вал имеет шесть колен, расположенных в трех плоскостях под
углом 120° друг к другу. Вал имеет шесть шатунных и семь коренных шеек.
Коленчатый вал пустотелый, изготовлен из легированной стали. Полости
вала представляют собой масляную магистраль, полости шеек закрыты
заглушками, которые стягиваются болтами. В первую шейку вала (со стороны
передачи) запрессован полый хвостовик со шлицами, на которые надета
коническая шестерня, приводящая во вращение весь механизм передач
дизеля. Благодаря специальному расположению каналов в хвостовике и вале
на рабочую поверхность первой коренной шейки попадает масло, прошедшее
полость первой шатунной шейки, где оно центрифугируется.
Центрифугирование заключается в том, что при вращении коленчатого вала
центробежные силы отбрасывают механические примеси, имеющиеся в масле, к
стенкам полостей шеек, что с большой эффективностью происходит в
шатунных шейках, а забор масла для смазки шатунных и коренных
подшипников осуществляется из средней части полости шеек с помощью
специальных запрессованных трубок.
На заднюю коренную шейку напрессован и крепится (аналогично хвостовику)
фланец, на который насаживается и закрепляется маховик. Он предназначен
для увеличения равномерности
частоты вращения коленчатого вала, пуска дизеля при
помощи стартера и подсоединения приводного механизма. Маховик имеет
деления в градусах для регулирования дизеля.
Для регулирования дизеля во время эксплуатации и
ремонта на маховик нанесены следующие метки:
При работе дизеля в коленчатом вале возникают
крутильные колебания, амплитуда которых при определенной частоте
вращения, называемой критической или резонансной, увеличивается
настолько, что может привести к поломке коленчатого вала. Для уменьшения
амплитуды крутильных колебаний на рабочих режимах работы дизеля, а
следовательно, для предотвращения поломки коленчатого вала служит
антивибратор маятникового типа.
Рис. 24. Шатунно-поршневая группа
На коленчатом валу дизеля 1Д12-400 он установлен на
первых двух щеках.
Шатуны дизеля (рис. 24) изготовлены из легированной стали. В верхние
головки главных шатунов 8 и прицепных шатунов 9 запрессованы бронзовые
втулки 7, в которых скользят поршневые пальцы 5. Нижняя головка главного
шатуна разъемная. В расточенном отверстии нижней головки главного шатуна
зажат разъемный стальной шатунный вкладыш 15. Прицепной шатун шарнирно
соединен с главным пальцем 11. Бронзовая втулка 10, запрессованная в
нижнюю головку прицепного шатуна, скользит по пальцу 11. Поршни
отштампованы из алюминиевого сплава. Поршень 1 имеет два прилива с
отверстиями, в которые после нагрева поршня до 120°С вставляют поршневой
палец 5. В пяти канавках поршня установлены поршневые кольца 3 и 4.
Два верхних цилиндрических кольца — компрессионные (уплотнительные) Они
создают уплотнение между поршнем и стен-кой цилиндра. Три нижних канавки
предназначены для маслосъемных колец, снимающих избыток масла со стенки
гильзы и препятствующих его проникновению в надпоршневое пространство,
где оно будет гореть. Маслосъемные кольца конические. В случае
неправильной установки маслосъемные кольца будут гнать масло в
надпоршневое пространство.