На дизелях ЯАЗ-М204А установлен нагнетатель
воздуха объемного типа (рис. 15). В отверстие корпуса привода
нагнетателя запрессован маслоналивной патрубок 3 системы смазки дизеля.
Выходное окно 16 корпуса нагнетателя, установленного на двигателе,
совпадает с окном воздушной камеры блока цилиндров; к фланцу входного
окна 18 нагнетателя крепится впускной трубопровод двигателя. К корпусу
нагнетателя прикреплены также топливоподкачивающий насос 23 системы
питания,
корпус регулятора частоты вращения и водяной насос
21 системы охлаждения двигателя, привод которого осуществляется от валов
ротора.
Во время работы дизеля верхний ротор 17 приводится во вращение валом 24
привода нагнетателя, шестерня 2 которого зацепляется с шестерней
распределительного вала, а нижний ротор
20 — шестерней 22, находящейся в зацеплении с шестерней 8 верхнего
ротора.
Роторы вращаются в противоположные стороны с одинаковой частотой.
Давление подаваемого нагнетателем воздуха достигает при большой частоте
вращения коленчатого вала двигателя 0,55 кгс/см2.
Для получения достаточного давления воздуха во время пуска и при малой
частоте вращения коленчатого вала в режиме холостого хода в приводе
нагнетателя применено передаточное число, обеспечивающее частоту
вращения роторов, в 1,95 раза превышающую частоту вращения коленчатого
вала. Чтобы предохранить нагнетатель от повреждений при резком изменении
частоты вращения коленчатого вала дизеля и разгрузить шлицевые
соединения привода и подшипники верхнего ротора от сил, которые могут
возникнуть при перекосах корпуса нагнетателя относительно вала 24, в
приводе установлены две упругие муфты. Передняя муфта 1 соединяет
шестерню 2 привода с его промежуточным валлком 4.
Задняя муфта, состоящая из установленного на шлицах валика 4, фланца 5 и
пружинящих пластин 7, соединяет валик 4 с шестерней 8 верхнего ротора.
Корпус, торцовые плиты, крышки и роторы нагнетателя изготовлены из
алюминиевого сплава, шестерни 8 и 22 со спиральными зубьями—из стали.
Валики роторов вращаются на шариковых подшипниках 10 и 13, установленных
в гнездах торцовых плит. Задние подшипники воспринимают от роторов
осевые силы и удерживают роторы от продольных перемещений. Со стороны
роторов у каждого подшипника установлен самоподжимной сальник 11,
предотвращающий проникание масла в рабочее пространство нагнетателя.
Лопасти роторов сделаны спиральными для более равномерной подачи воздуха
и уменьшения шума во время работы.