От качества сборки колесной пары с тяговым
электродвигателем зависит надежность работы зубчатого зацепления
шестерни электродвигателя и зубчатого колеса колесной пары. При сборке
тяговый электродвигатель устанавливается в вертикальное положение,
моторно-осевыми подшипниками вверх. Затем на вал якоря электродвигателя
надевается шестерня (без подогрева) плотно, до упора.
Колесная пара укладывается на моторно-осевые подшипники и производится
проверка зацепления зубьев шестерни и колеса. При этом боковой зазор
между смежными зубьями должен быть в пределах 0,3—0,8 мм при разности
зазоров между зубьями не более 0,25 мм. Обе шейки оси должны занимать
правильное положение на моторно-осевых подшипниках, что определяется
площадью прилегания шеек к вкладышам, которая должна быть не менее 75 %
общей их площади. Правильность зацепления зубьев шестерни и колеса
проверяется также на «пятно». Для этого зубья малой шестерни смазывают
тонким слоем краски (лазури) и колесную пару проворачивают на два-три
оборота. Отпечаток краски по зубьям зубчатого колеса и шестерни должен
составлять не менее 60% по высоте и 50% по длине зуба. Одновременно с
проверкой зацепления определяется осевой разбег оси в моторно-осевых
подшипниках, величина которого должна быть в пределах 1—2 мм.
При удовлетворительном состоянии зацепления и правильном расположении
шеек оси колесной пары на моторно-осевых подшипниках колесную пару
окончательно монтируют на тяговом электродвигателе. Предварительно перед
этим производится горячая посадка шестерни на вал якоря
электродвигателя. Для обеспечения плотной и надежной насадки шестерни
последнюю ее конусным отверстием притирают по коническому хвостовику
вала якоря. Общее прилегание сопрягаемых поверхностей должно быть не
менее 75%. Нагретую до 150°С шестерню насаживают на вал с соблюдением
расстояния от торца вала до наружного торца шестерни 3 мм, после чего на
хвостовик вала навинчивают гайки с фиксацией ее путем загиба краев
предохранительной шайбы в прорези гайки и шестерни.
При установленной на тяговом электродвигателе колесной паре с затянутыми
гайками шпилек шапок моторно-осевых подшипников диаметральный зазор
между шейкой оси и вкладышами должен быть в пределах 0,4—0,85 мм у новой
колесной пары.
В эксплуатации допустимо увеличение этого зазора до 2 мм, осевой разбег
тягового электродвигателя не должен быть более 6 мм (предельный износ по
торцам каждого вкладыша 3 мм). Вкладыши моторно-осевых подшипников,
имеющие указанные предельные зазоры и разбеги, подлежат замене или
восстановлению. Материалы вкладышей — латунь ЛКС-80-3-3.
Шапки моторно-осевых подшипников имеют встроенные смазочные камеры для
наполнения жидкой смазкой. Подача смазки к оси осуществляется с помощью
фитилей из шерстяных концов и войлочной подушки. Шерстяные концы и
войлочная подушка перед закладкой в смазочную камеру должны быть
тщательно пропитаны в теплом масле в течение 12 ч, после чего излишнее
масло должно стечь (температура масла около 30°С).
Порядок набивки смазочных камер следующий:
1) сделать несколько фитилей, скручивая длинные пряди в двойной жгут;
2) из куска войлока толщиной 10 мм изготовить подушку с несколькими
продольными сквозными прорезями;
3) положить подушку и за ней фитили в набивочную камеру со стороны окна
вкладыша так, чтобы они лежали на дне камеру и достигали верха ее.
Прижать подушку и фитили плотно к оси, набивая как можно больше концов
между фитилями и стенкой камеры. После этого закрыть крышку набивочной
камеры и залить смазку.
Смена набивки должна производиться через два периодических ремонта
тепловоза. Пополнение смазки в моторно-осевых подшипниках при
эксплуатации проводится через каждые 3—4 дня. Для крепления двигателя к
раме тележки на его корпусе предусмотрены два прилива 17 (рис. 99, б), а
на поперечной стенке рамы — кронштейны, между которыми расположены
балочки 16, распираемые двумя цилиндрическими пружинами 21. Через
кронштейны и балочки пропущены стержни 20. Для облегчения установки и
разборки упругой системы подвески электродвигателя предусмотрены стяжные
болты, установленные по обоим концам балочек 16, с помощью которых
можно, сжимая пружины, освободить всю систему подвески для снятия ее при
разборке тележки.
После установки тягового электродвигателя с колесной парой в раму
тележки зубчатая передача заключается в кожух 10, прикрепляемый к остову
тягового электродвигателя в трех местах. Для этого используются лапы в
верхней и нижней половинах кожуха, а также угольники 18 и 19.
Зубчатая передача смазывается осерненной смазкой, заливаемой в кожух
через отверстие в верхней половине его, которое закрывается пробкой на
резьбе. Количество смазки для образования масляной ванны в кожухе равно
2 кг.