На тепловозе ТУ2 установлен контроллер машиниста типа КВ-8А-6 (рис. 84).
Контроллер вмонтирован в корпус, состоящий из уголков 1 и двух чугунных
крышек 4 и 14. В корпусе размещены: главный вал 8 с укрепленными на нем
шайбами фиксатора 7 и барабаном, состоящим из кулачковых шайб 20,
реверсивный вал 3 с барабаном 10, текстолитовая панель 9, на которой
размещены восемь неподвижных контактов, текстолитовая панель 11 с
восемью пальцами 12 и 13 и блокировочное устройство.
Главный вал вращается в двух латунных подшипниках, установленных в
верхней и нижней крышках контроллера. На концах обоих валов расположены
рукоятки 5 и 6. Рукоятка 6 главного вала имеет восемь рабочих позиций и
одну позицию холостого хода; рукоятка 5 реверсивного вала имеет три
положения: «Вперед», «Выключено» и «Назад».
На реверсивном барабане расположены две кулачковые шайбы, а на главном—
шесть.
Неподвижный контакт состоит из планки 29 и серебряной наплавки 28.
Контактный палец, представляющий собой подвижный контакт, состоит из
угольника 21, пальца 24, ролика 23, включающей пружины 22, притирающей
пружины 26, шунта 25 и серебряной наплавки 27. Палец 24, изготовленный
из оцинкованной стали толщиной 1 мм П-образного профиля, крепится к
угольнику шарнирно. При вращении кулачка ролик 23, прижимаемый пружиной
22 свободно перекатывается по его поверхности и в зависимости от профиля
кулачка включает или выключает палец 24.
Главная и реверсивная рукоятки контроллера
машиниста механически сблокированы между собой. Реверсивная рукоятка
может быть переведена в одно из крайних положений «Назад» или «Вперед»
только в том случае, если рукоятка главного барабана находится в
положении «Холостой ход». В свою очередь главная рукоятка контроллера
может быть переведена на рабочие позиции только в том случае, если
реверсивная рукоятка установлена в положение «Назад» или «Вперед».
Реверсивную рукоятку можно снимать только в положении «Выключено». При
снятии реверсивной рукоятки контроллер заперт и перевод главной рукоятки
в рабочее положение невозможен.
Блокировочное устройство состоит из двух зубчатых
шайб 7 укрепленных на главном валу 8, сектора 19 с тремя выемками,
который крепится на реверсивном валу 3, фиксатора 17, собачек 15 и
пружин 16 и 18.
При переводе реверсивной рукоятки контроллера из положения «Вперед» или
«Назад» в положение «Выключено» сектор 19 повора-чивается так, что зуб
фиксатора из одной крайней глубокой выемки перемещается в среднюю
неглубокую выемку. Фиксатор 17, растянув пружину 18, повернется вокруг
своей оси и войдет вторым зубом в выемку шайбы 7. В таком положении
главная рукоятка контроллера оказывается запертой и не может быть
переведена из положения «Холостой ход» в рабочее.
При установке реверсивной рукоятки в одно из крайних положений сектор 19
поворачивается таким образом, что фиксатор 17 под действием пружины 18
войдет одним своим зубом в глубокую выемку сектора, а другим выйдет из
шайбы 7. В таком положении главную рукоятку контроллера можно ставить на
любую позицию.
Рабочие позиции главной рукоятки контроллера фиксируются собачками 15,
которые прижимаются к храповику пружинами 16.
Если главная рукоятка контроллера находится на одной из рабочих позиций,
то шайба 7 оказывается повернутой, вследствие чего выемка в нижней шайбе
не совпадает с зубом фиксатора. В таком положении реверсивная рукоятка
не может быть переведена в положение «Выключено», что исключает
реверсирование тепловоза под током.