Реле боксования предназначено для защиты
тепловоза от начавшегося боксования путем обесточивания обмотки
возбуждения возбудителя и оповещения об этом машиниста.
На тепловозе установлено два реле боксования—РБ1 и РБ2 типа Р-46Б-1,
нормально закрытые контакты которых включены в цепь питания втягивающей
катушки контактора возбуждения возбудителя ВВ, а нормально открытые — в
цепь сигнальной лампы.
Реле боксования РБ1 включено в цепь первого и второго, а реле РБ2 — в
цепь третьего и четвертого тяговых электродвигателей.
Параллельно якорным обмоткам тяговых двигателей включается панель
сопротивлений СРБ-1,2 типа ЩС-27А-5, состоящая из четырех трубок
сопротивлений типа ПЭ-75 по 500 ом каждая. Сопротивления подобраны таким
образом, что падение напряжения на них равно падению напряжения в
обмотках якорей тяговых электродвигателей.
При отсутствии боксования по катушкам реле РБ1, РБ2 ток не проходит, так
как их выводы подключены к точкам равных потенциалов. В случае
боксования одной из колесных пар, из-за увеличения
противоэлектродвижущей силы ее электродвигателя, нарушается равенство
потенциалов в точках подключения катушки одного из реле, что вызывает
протекание тока по ней и срабатывание реле,
при этом отключается контактор ВВ и одновременно
создается цепь питания сигнальных ламп, которыми подается световой
сигнал машинисту. Выключением контактора ВВ прекращается питание обмотки
возбуждения возбудителя от вспомогательного генератора, что приводит к
значительному снижению напряжения на клеммах главного генератора и
прекращению боксования.
Реле боксования срабатывает при токе, равном 0,05 а.
Реле (рис. 79) монтируется на асбоцементной доске 1
толщиной 25 мм с прессшпановой прокладкой толщиной 2 мм. На панели двумя
винтами укреплен стальной оцинкованный Г-образный кронштейн 10, на
котором с помощью винта крепится сердечник 19 с катушкой реле 18.
Сердечник изготовлен из стали в виде цилиндра с головкой и оцинкован.
Катушка реле 18 имеет каркас и крепится с помощью винтов 22 к доске.
Якорь реле, состоящий из алюминиевого коромысла 8, стальной пластины 16,
плунжера 17 и двойного подвижного контакта, качается на оси 9,
укрепленной в кронштейне 10. Плунжер реле 17 выполнен из оцинкованной
стали в виде цилиндра, на одном конце которого имеется хвостовик с
резьбой и прорезью под отвертку, а на другом—латунная напайка.
Двойной подвижной контакт, состоящий из гибкого
держателя 4 с контактом и жесткого стального держателя 5 с контактом,
крепится к якорю с помощью алюминиевого сухаря 7 и винта. Регулировочная
пружина реле 15 прикреплена одним концом к якорю, а другим к
регулировочному винту 13, ввернутому в стальную пластину 12, укрепленную
с помощью двух винтов на кронштейне 10.
При возбуждении катушки реле плунжер 17, преодолевая натяжение
регулировочной пружины, притягивается к сердечнику катушки и
поворачивает якорь, вследствие чего нормально замкну-тый блок-контакт
выключается, а подвижный контакт и неподвижный 6, укрепленный на винте,
замыкаются.
Для регулировки реле на ток срабатывания 0,042—0,043 а необходимо
установить панель с реле вертикально. Регулировку реле на нужный ток
включения производят изменением натяжения регулировочной пружины, а на
ток выключения — изменением положения плунжера.