Дизель имеет водяное охлаждение с принудительной циркуляцией в открытой
системе с расширительным баком.
Основными частями системы охлаждения являются: водяной насос 1 (рис.
40), радиаторы 11, расширительный бак 12, трубопроводы и манометрические
термометры. К системе охлаждения дизеля присоединяются
котел-подогреватель 2 и калориферы 14 отопления кабин машинистов.
Вместимость системы составляет 185 л, в том числе радиаторов — 60 л,
расширительного бака — 30 л, котла-подогревателя — 30 л, системы дизель
— 35 л, калориферов и трубопроводов — 30 л. Вода, применяемая для
заполнения системы охлаждения, должна быть пресной, прокипяченной и не
содержать посторонних примесей. Для уменьшения коррозии детали дизеля в
нее перед заправкой системы добавляется специальный раствор.
Циркуляция воды в системе охлаждения осуществляется
центробежным насосом, установленным на нижнем картере дизеля со стороны
передачи.
От насоса вода по двум нагнетательным патрубкам и двум подводящим трубам
направляется в нижние части рубашек охлаждения обоих блоков цилиндров.
Охладив гильзы, вода поднимается в верхнюю часть рубашек и через
соединительные трубки поступает в рубашки головок блоков, в которых
омывает стенки камер сгорания и гнезда форсунок. Из выходных патрубков
головок блоков вода поступает в водяные рубашки охлаждаемых выпускных
коллекторов, откуда по трубопроводу направляется в радиаторы
холодильника. Отдав тепло радиаторам, она снова возвращается к водяному
насосу. Чтобы не образовались паровые пробки, нарушающие нормальную
работу системы, предусмотрены пароотводные трубки 17, по которым пар
отводится в водяные трубы. Верхние коллекторы водяных радиаторов имеют
дренажные трубки для отвода скапливающегося в них воздуха в
расширительный бак.
Контроль за охлаждением дизеля осуществляется замером температуры воды,
выходящей из рубашек головок блоков. Для
этого на каждом угольнике выхода воды имеются
штуцеры, в которых, укреплены приемники дистанционных манометрических
термометров.
Термометр состоит из приемника, капиллярного трубопровода и указателя,
образующих замкнутую систему. Приемник представляет собой небольшую
полую трубку, закрытую с одного конца и частично наполненную кипящей при
низкой температуре жидкостью — хлорэтилом (температура кипения 24° С при
давлении 700 мм рт.ст.). С другого конца внутренняя полость трубки
приемника соединяется капиллярным трубопроводом с внутренней полостью
бурдоновской пружины указателя, заполненной смесью, состоящей из 75%
глицерина, 20% этиленового спирта и 5% воды. Для предохранения от
повреждений и для устойчивости капиллярный трубопровод заключен в
металлическую оплетку и дополнительно в защитную спираль.
Капиллярный трубопровод прокладывается под полом машинного отделения и
кабины машиниста и предохраняется от повреждения щитком. Изгибать
капиллярные трубопроводы радиусом менее 50 мм, а также перекручивать их
не разрешается. Капиллярный трубопровод к указателю прибора,
находящемуся в кабине машиниста № 1, имеет длину 9 м, а к указателю,
расположенному в кабине № 2, — 6 м.
Указатель представляет собой манометр с бурдоновской пружиной, циферблат
которого отградуирован в градусах Цельсия. Указатель, имеющий круглый
корпус, крепится к щитку пульта управления. Приемник прикрепляется к
штуцеру на выходном колене патрубка водяной рубашки головки блока при
помощи накидной гайки с резьбой.
При периодических осмотрах тепловоза необходимо производить проверку
показаний дистанционных термометров на месте их установки. Для проверки
целесообразно использовать переносную электроплитку с водяной ванной и
контрольным ртутным термометром со шкалой до 100°С. Помещая приемник в
переносную ванну, наблюдают за показаниями указателя прибора и
сравнивают с показаниями контрольного термометра. При расхождении
показаний указателя и контрольного термометра свыше 10°С дистанционный
термометр должен быть заменен новым.