Топливные фильтры служат для очистки топлива,
подаваемого к топливному насосу дизеля, от механических примесей. При
недостаточной очистке топлива происходит заедание и повышенный износ
прецизионных пар (плунжер-гильза и распылитель-игла), что вызывает
неравномерную подачу топлива по цилиндрам, потерю мощности и увеличение
расхода топлива.
В топливной системе установлено два фильтра, включенных последовательно.
Один фильтр первичной (грубой) очистки, установленный перед
вспомогательным и топливоподкачивающим насосами, задерживает
сравнительно крупные механические примеси. Этот фильтр находится на
всасывающем трубопроводе вспомогательного топливного насоса и должен
иметь незначительное сопротивление проходу топлива из бака. Другой
фильтр — вторичной (тонкой) очистки, установленный перед топливным
насосом двигателя, очищает топливо от мельчайших механических примесей.
Корпус фильтра первичной очистки (рис. 36) представляет собой
цилиндрический корпус 1, в дно которого упирается штуцер 3 с трубкой 2,
предназначенной для скрепления основных деталей фильтра между собой.
Гофрированный стакан 6 имеет гофрированную цилиндрическую поверхность,
покрытую в два слоя металлической сеткой: наружный слой выполнен из
сетки № 08 (ГОСТ 6613—53) с размером ячейки 0,8 мм, внутренний — из
сетки № 008 (ГОСТ 6613—53) с размером ячейки 0,08 мм. Топливо,
проходя через сетки, очищается от механических
примесей и поступает по каналам между впадинами гофрированной
поверхности стакана в полость крышки 9 фильтра. Нижняя крышка 5
гофрированного стакана и верхняя прокладка 8 предотвращают просачивание
неотфильтрованного топлива в полость отфильтрованного. Пробка 4 служит
для слива отстоя загрязненного топлива, а пробка 10 — для выпуска
воздуха из полости отфильтрованного
топлива. Топливный фильтр первичной очистки должен
промываться при каждом контрольно-техническом осмотре тепловоза.
Топливный фильтр вторичной очистки состоит из корпуса 1 (рис. 37),
фильтрующего элемента 2 и крышки 8, скрепляемых стяжным стержнем 11, для
чего нижний конец его ввернут в пробку, а на верхний навернута гайка 10,
с помощью которой корпус стягивается с крышкой фильтра.
Фильтрующий элемент включает в себя металлический сетчатый стакан 4,
шелковый чехол 3 и набор войлочных пластин. Из 15 пластин семь более
тонких по сравнению с остальными, они изготовлены из плотного войлока.
Тонкие и толстые пластины установлены на сетчатом стакане поочередно и
зажаты гайкой между фланцем сетчатого стакана и стальной пластинкой,
надетой на буртик дна последнего.
На крышке фильтра имеется три прилива, в которые ввертываются зажимы,
присоединяющие поворотные угольники трубок подвода А и отвода В топлива,
и штуцер 6 выпуска воздуха из полости отфильтрованного топлива. Пробка
15 служит для выпуска воздуха из полости неочищенного топлива. С
внутренней стороны крышки фильтра запрессована приемная трубка 5,
соединяющая внутреннее пространство сетчатого стакана с угольником
отвода топлива. Пониженное расположение приемного отверстия трубки
предусматривает забор топлива из средней части фильтра, что уменьшает
возможность попадания в топливо воздуха, скапливающегося в верхней части
фильтра под крышкой.
Рис. 37. Фильтр вторичной
очистки:
1 — корпус; 2—фильтрующий элемент; 3 — шелковый чехол; 4 — сетчатый
стакан; 5 — приемная трубка; 6 —штуцер для отвода воздуха из полости
очищенного топлива и присоединения манометра; 7 — прокладка; 8 — крышка;
9 —прокладка сетчатого стакана; 10 — гайка; 17—стяжной стержень; 12 —
сальник: 13 — колпачок сальника;
14 — пружина; 15 — пробка спуска воздуха из полости неочищенного топлива
При работе дизеля топливо из приемной полости
фильтра, охватывающей фильтрующий элемент с внешней его стороны,
проходит через войлочные пластины и шелковый чехол в сетчатый стакан,
откуда по приемной трубе поступает к топливному насосу.
К приливу крышки для спуска воздуха из полости очищенного топлива
присоединены поворотные угольники двух трубок. Первая трубка служит для
спуска воздуха через краник 14 и далее в бак 11 (рис. 33); вторая —
сообщает полость очищенного топлива с манометром 15. Падение давления,
замеченное по показанию этого манометра, в первую очередь указывает на
загрязненность топливного фильтра тонкой очистки. Для смягчения
пульсации топлива в фильтре тонкой очистки предусмотрен компенсатор 16,
который представляет собой резервуар цилиндрической формы, установленный
в вертикальном положении перед манометром. Трубка подвода топлива
заканчивается у нижнего днища, а трубка, сообщающая полость компенсатора
с манометром, опущена до половины высоты компенсатора. Компенсатор
заполнен топливом на 3/4 своего объема таким образом, что в верхней
части его оставлен замкнутый объем воздуха. При пульсации топлива в
трубопроводе гидравлические удары смягчаются воздушной подушкой, что
способствует уменьшению колебаний стрелки манометра и повышению срока
его службы.
Для обеспечения нормальной работы топливного насоса через каждые 100 ч
работы дизеля фильтр тонкой очистки следует промывать с разборкой
фильтрующего элемента. Для этого необходимо: отвернуть верхнюю гайку на
крышке фильтра и отнять корпус фильтра с фильтрующим элементом от
крышки, укрепленной на кронштейне; вынуть из корпуса сетчатый стакан с
фильтрующими пластинами и промыть их в собранном виде в чистом керосине
или дизельном топливе; извлечь из корпуса сальник с пружиной и тщательно
очистить и промыть корпус внутри; снять войлочные пластины; шелковый
чехол с сетчатого стакана не снимать; каждую войлочную пластину
тщательно промыть в керосине и выжать в руке; сетчатый стакан с шелковым
чехлом промыть, опустив несколько раз в чистое дизельное топливо так,
чтобы не загрязнить его внутри.
Сборку фильтра производят в такой последовательности. Сначала собирают
фильтрующий элемент. Если после промывки общая
высота набранных пластин уменьшается, то добавляют
одну или Несколько пластин. Затем в корпус фильтра устанавливают
пружину, сальник и собранный фильтрующий элемент и прикрепляют к крышке.
Прокладку между корпусом и крышкой заменяют при ее повреждении. Чистый
фильтр тонкой очистки должен быть проверен на герметичность при давлении
3 кг/см2, а также на проходимость топлива; через фильтр должно проходить
не менее 2—2,6 л/мин.
Топливопроводы должны соответствовать следующим требованиям:
1) обеспечивать герметичность системы;
2) быть устойчивыми против коррозии (особенно внутренние поверхности);
3) иметь оцинкованные наружные поверхности соединений;
4) надежно укрепляться для предохранения от вибрации при работе
тепловоза.
Соединение труб и их подсоединение к корпусам
выполнено посредством арматуры, состоящей из штуцеров 1 (рис. 38, а) с
конусным гнездом, наконечника 2 с шаровой головкой и накидных гаек 3 или
поворотных угольников 5 с прижимами 6 и двух асбестомедных прокладок 7
(рис. 38, б).
В системе топливопровода перед, топливоподкачивающим насосом установлен
перепускной клапан, предназначенный для слива избытка топлива,
поступающего к насосу, в топливный бак. Он состоит из корпуса 1 (рис.
39), шарового клапана 2, пружины 3 я регулировочного винта 4. Затяжка
пружины под клапаном устанавливается такой, чтобы во время работы
вспомогательного топливного насоса давление топлива перед
топливоподкачивающим насосом не превышало 0,2 кг/см2.