Кривошипно-шатунный механизм дизеля 1Д12 тепловоза ТУ2
Кривошипно-шатунный механизм включает в себя картер, блоки цилиндров,
головки блока, поршневую группу, шатуны, коленчатый вал и маховик.
Картер
(рис. 7) является остовом дизеля. Он состоит
из двух основных частей (верхней и нижней), отлитых из чугуна. В
перегородках верхней части 2 расположено семь гнезд для коренных
подшипников, ось которых находится в плоскости разъема картера. Нижняя
часть, выполненная в виде корыта, служит резервуаром для сбора смазки и
образует два углубления — передний 12 и задний 7 маслоотстойники; по дну
ее проходит труба 9, соединяющая маслоотстойник 7 с масляным насосом.
Над трубой 9 укреплен щиток, предназначенный для уменьшения
ценообразования и разбрызгивания стекающего в картер масла. К нижней
части картера крепятся масляный, водяной и топливоподкачивающий насосы.
На переднем торце картера установлена проставка с цилиндрической цапфой,
на которую надевается траверса, являющаяся передней опорой дизеля. К
противоположному торцу крепится отлитый из чугуна кожух маховика 5, к
которому привернуты две лапы, служащие задними опорами дизеля. В кожухе
имеется окно с указателем для установки коленчатого вала по градуировке
на маховике. Траверса и лапы кожуха болтами крепятся к раме тепловоза.
Гнезда в верхней части картера совместно с крышками подшипников б и 14,
прикрепляемыми шпильками 11, образуют постели для вкладышей 13, в
которых вращается коленчатый вал. Вкладыши разъемные, стальные, с
заливкой из свинцовистой бронзы, расточены после их постановки в картер.
Шесть подшипников являются опорными, а седьмой, расположенный около
маховика, — опорно-упорным. Он имеет бурты, также залитые свинцовистой
бронзой, фиксирующие осевые смещения коленчатого вала.
Две обработанные плоскости верхней части картера, на которые
устанавливаются блоки цилиндров, расположены под углом 120° друг к другу
и имеют по шесть окон для прохода гильз цилиндров. На боковых наружных
стенках верхней части картера предусмотрены обработанные привалочные
плоскости для постановки масляного фильтра, электростартера и
электрогенератора. На верхней горизонтальной площадке укреплены три
кронштейна 1 для установки топливного насоса.
Рис. 7. Картер.
1 — кронштейн топливного насоса, 2— верхняя часть картера, з — стяжная
шпилька, 4 — рым для подъема двигателя,
5 — кожух маховика, б —крышка опорно упорного подшипника, 7 — задний
маслоотстойник, 8— пробка маслосливного отверстия, 9 — масляная труба,
10 —нижняя часть картера, 11 — шпилька, 12 — передний маслоотстойник,
13—вкладыш
подшипника, 14—крышка коренного подшипника
Блок (рис. 8) отлит из чугуна. По
расположению со стороны передачи различают правый и левый блоки, в
гнезда которых вставлены сменные стальные гильзы — цилиндры. Полость
между блоком и гильзами омывается водой. На боковой поверхности блока
расположен фланец с патрубком для подвода охлаждающей воды, а на верхней
— перепускные втулки 5 для прохода воды
в головку блока. Блоки, их головки и картер соединены в одно целое
шпильками 3 (рис. 7), которые проходят через отверстия блоков и ввернуты
с натягом в тело картера. Давление газов, действующее на головку блока,
передается картеру через стяжные шпильки; гильзы цилиндров продольными
усилиями при этом не нагружены. В блоке просверлены контрольные
отверстия 7, через которые выходит вода в случае просачивания ее в
полость отверстий стяжных шпилек.
В верхней части гильзы имеют фланцы, которыми они опираются на
соответствующие выточки, уплотняя водяное пространство блока. Внизу
гильзы уплотняются резиновыми кольцами 2. Плотность соединения блока
цилиндров с головкой блока обеспечивается алюминиевой прокладкой 4,
уложенной на фланцы гильз. Буртик на фланце центрирует прокладку и
предохраняет ее края от обгорания.