ГЛАВА I ОСНОВНЫЕ КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И
ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕПЛОВОЗА ТУ2
Тепловоз ТУ2 (рис. 1 и 2) предназначен для обслуживания грузовых и
пассажирских поездов на железных дорогах, имеющих ширину колеи 750 мм.
Кузов тепловоза установлен на две двухколсесные тележки, у которых все
оси ведущие. На каждую тележку рама кузова опирается тремя точками:
шаровой пятой и двумя боковыми пружинными скользунами
В передней и задней частях кузова расположены кабины машиниста, а в
средней — машинное отделение. В кабинах находятся посты управления (рис.
3), на которых размещены приборы управления тепловозом и контроля за
работой отдельных агрегатов. Для обогрева кабин в зимнее время
установлены калориферы.
В машинном отделении размещены: дизель-генераторная установка (состоящая
из дизеля 1Д12 и спаренного с ним через гибкую или пальцево-втулочную
муфту главного генератора), компрессор, холодильник с вентилятором,
высоковольтная камера, котел-подогреватель и другие вспомогательные
агрегаты. Воздух в дизель поступает по воздуховодам через фильтры типа
мультициклон. Отработавшие газы по двум выпускным охлаждаемым
коллекторам через глушители выбрасываются в атмосферу.
Главный генератор — постоянного тока со смешанным возбуждением и
самовентиляцией. Ток, вырабатываемый главным генератором, питает тяговые
электродвигатели, которые передают вращение через цилиндрическую
зубчатую передачу колесным парам тепловоза. Главный генератор
используется также для пуска дизеля. При этом он работает в режиме
электродвигателя, получая питание от аккумуляторной батареи,
расположенной под холодильной установкой.
От вала главного генератора через распределительный редуктор вращение
передается: вентилятору холодильника, компрессору, вентилятору
охлаждения тяговых электродвигателей передней тележки, возбудителю и
вспомогательному генератору. Вентилятор охлаждения тяговых
электродвигателей задней тележки приводится во вращение от переднего
конца коленчатого вала дизеля. Вспомогательный генератор предназначен
для питания электроэнергией цепей управления и освещения, а также
вспомогательных агрегатов тепловоза. Возбудитель питает электроэнергией
независимую обмотку возбуждения главного генератора.
Основные конструктивные особенности и техническая характеристика
тепловоза ТУ2
Холодильник тепловоза состоит из двух водяных и трех масляных радиаторов
и осевого вентилятора, приводимого во вращение через фрикционную муфту и
конический редуктор.
В средней части тепловоза, под кузовом, расположен топливный бак. На
тележках у каждого колеса тепловоза установлены бункера пневматических
песочниц. Тепловоз оборудован пневматическим прямодействующим тормозом,
пневматическими стеклоочистителями и стеклообогревателями лобовых окон
кабин машиниста. По тяговым качествам тепловоз ТУ2 является самым мощным
среди мотовозов и тепловозов, эксплуатирующихся на наших железных
дорогах с шириной колеи 750 мм. При трогании с места он развивает силу
тяги до 8 500 кг (рис. 4 и 5) и обеспечивает движение поезда весом 375 т
по подъему 9°/00 со скоростью 12 км/ч.
Максимальное значение к. п. д. тепловоза, равное 26%, достигается на 6-й
позиции контроллера машиниста при скорости V = 20 км/ч. Наибольший к. п.
д., реализуемый на 8-й позиции контроллера, составляет около 25%.
Кривые силы тяги и величина к. п. д. получены в результате паспортных
испытаний тепловоза ТУ2, проведенных Всесоюзным научно-исследовательским
институтом железнодорожного транспорта.
Рис. 3. Пост управления тепловозом:
1— рукоятка контроллера машиниста; 2 —кнопочный выключатель; а — пуск
дизеля первого тепловоза; б—управление общее; в—отключатель реле
перехода; г—освещение кабины; д—отключатель буферных фонарей кабины № 1;
е — отключатель буферных фонарей кабины 2: ж — вспомогательный топливный
насос второго тепловоза; з—вспомогательный топливный насос первого
тепловоза; и — отключатель-возбуждения главного генератора; к—пуск
дизеля второго тепловоза: з—воздушный манометр; 4 — кран машиниста; 5 —
кран прямодействующего тормоза; 6 — амперметр главного генератора; 7 —
кнопки включения прожектора: л—яркого, м—тусклого; в —масляный манометр;
9 — масляный термометр: 10— водяной термометр: 11 — амперметр зарядки
аккумуляторной батареи