37. Фильтрация воздуха и средства пожаротушения тепловоза 2ТЭ10М,
3ТЭ10М
Воздух, необходимый для продувки и зарядки цилиндров дизеля, всасывается
турбокомпрессором из атмосферы. Но атмосферный воздух содержит во
взвешенном состоянии твердые минеральные частицы, которые, попадая в
цилиндры дизеля, ускоряют износ поршневых колец и втулок цилиндров. Для
очистки воздуха, потребляемого дизелем, на тепловозе установлены два
однотипных воздухоочистителя непрерывного действия. Один
воздухоочиститель очищает воздух, поступающий в правый турбокомпрессор,
другой — в левый.
Воздухоочиститель (рис. 174) имеет корпус 5, нижняя часть которого
образует масляную ванну. Корпус сварен из уголков и обшит штампованным
листовым металлом. На стороне, обращенной к стенке
кузова, имеется проем для забора воздуха снаружи. При необходимости
воздух можно забирать из кузова тепловоза, для чего на торцовых стенках
корпуса имеются проемы, закрывающиеся дверками. В верхней части корпуса
к торцовой стенке приварен фланец, с помощью которого к
воздухоочистителю через компенсирующее уплотнение подсоединяется
воздухоотвод 12, соединяющий воздухоочиститель с турбокомпрессором. В
наклонной стенке корпуса имеется проем для доступа к фильтрующим
элементам. Проем закрывается съемной крышкой 16. К нижней части корпуса
приварен маслоотстойник, из которого под раму тепловоза выведена сливная
труба 1 с муфтовым краном для слива отстоя. Корпус от грязи очищают
через лючок 3 маслоотстойника. Для заправки воздухоочистителя маслом
предусмотрена горловина 8, закрытая крышкой 9.
Внутри корпуса размещены две ступени фильтрующих
элементов. Первая ступень — это четыре подвижные сеткообразные кассеты
6, закрепленные в сварном корпусе колеса 4. Набраны кассеты из
четырнадцати сеток, из них восемь гофрированных с ячейками 5x1,2 мм и
шесть плоских с ячейками 3,2x0,8 мм. Сетки заключены в металлическую
рамку. На ободе колеса приварена зубчатая лента, через которую приводом
15 осуществляется вращение колеса. Положение колеса 4 в корпусе
регулируется с помощью болтов 17.
Вторая ступень состоит из двух неподвижных очистительных кассет 13.
Набраны кассеты из 21 сетки, из них: две наружные плоские с размером
ячейки 7Х 1,2 мм; средняя разделительная сетка с размером ячейки 5x0,7
мм и восемнадцать сеток с размером ячейки 1,6X0,4 мм. Все сетки
вставлены в металлическую рамку. В корпусе воздухоочистителя кассеты
крепят с помощью зажимов 14.
.Для поворота колеса 4 с сетчатыми кассетами используется пневматический
привод (рис. 175), состоящий из корпуса 2, закрытого с двух сторон
крышками 3 и 12, и поршня. Поршень состоит из диска 9, нажимной шайбы
11 и резиновой манжеты 10, закрепленных на штоке 7 гайкой 1. На конце
штока укреплен упор 5, прижимаемый пружиной 4 к зубчатой ленте колеса.
Воздух к приводу подводится со стороны крышки 12 от регулятора давления
тормозного компрессора. Рабочий ход осуществляется при подаче воздуха
регулятором давления компрессора, при этом воздух поступает в цилиндр и
поршень, перемещаясь вправо, поворачивает колесо воздухоочистителя. При
выпуске воздуха регулятором давления в атмосферу поршень под действием
пружины 8 возвращается в исходное положение, при этом колесо от
проворачивания в обратном направлении удерживается фиксатором,
установленным на противоположной стороне колеса.
Положение штока 7, несущего упор 5, фиксируется относительно колеса
винтом 6 в крышке 3. За один час колесо воздухоочистителя совершает
I —1,5 оборота. При каждом срабатывании регулятора давления компрессора
упор 5 смещает зубчатую ленту колеса воздухоочистителя на 70—80 мм.
Секции подвижной кассеты погружаются- в масляную ванну на высоту
каж-дого поворота колеса, промываются в ней и на эту же высоту
поднимаются вверх, покрываясь свежей масляной пленкой. Проем в боковой
стенке кузова для прохода воздуха в воздухоочиститель закрыт жалюзи.
Привод жалюзи осуществляется из кузова тепловоза и имеет три
фиксированных положения: открытое, закрытое и промежуточное. При
переходе на забор воздуха из дизельного помещения необходимо открыть
боковые дверки, а жалюзи закрыть. Чтобы не допустить работу дизеля с
закрытыми жалюзи и боковыми дверками, привод жалюзи сблокирован с
боковыми дверками.
Наружный воздух через жалюзи воздухоочистителя попадает на подвижные
очистительные кассеты. Проходя через подвижные кассеты, воздух изменяет
направление движения, а частицы пыли из-за большей инерционности летят
прямолинейно и сталкиваются с проволочками сеток, смоченных маслом.
Масляная пленка улавливает частицы пыли. Далее воздух проходит через
неподвижные кассеты, где дополнительно очищается. Тут же задерживаются и
частицы масла, захватываемые воздухом с сеток подвижных кассет. При
заборе воздуха из дизельного помещения воздух очищается только в
неподвижных кассетах.
Уровень масла в воздухоочистителе контролируется по рискам
маслоуказательного стекла. Повышение уровня масла, а также увеличение
частоты вращения колеса воздухоочистителя вызывают повышенный унос
масла. При этом масло, не полностью задерживаясь в неподвижных кассетах,
с воздухом будет попадать в дизель.
Загрязнение кассет воздухоочистителя дизеля приводит к увеличению
аэродинамического сопротивления воздухоочистителя, что вызывает
уменьшение давления наддува дизеля, ухудшение процесса сгорания топлива
в цилиндрах и, как следствие, снижение мощности дизеля. Поэтому в
процессе эксплуатации кассеты периодически необходимо промывать, корпус
воздухоочистителя очищать от отложений, вовремя удалять осадок из
отстойника. В летнее время в воздухоочиститель заливают масло,
применяемое для смазки дизеля, в зимнее — смесь, состоящую из 50 %
дизельного масла и