Блок тахометрический БА-420 тепловоза 2ТЭ10М,
3ТЭ10М
Задание мощности генератора в зависимости от позиций контроллера
машиниста обеспечивается посредством бесконтактного тахометрического
блока типа БА-420, питающего задающую обмотку амплистата. Ток задающей
обмотки амплистата регулируется пропорционально частоте синхронного
подвозбудителя, т. е. частоте вращения вала дизеля. Детали блока (рис.
115) размещены в металлическом корпусе 3. Насыщающийся трансформатор 6
выполнен на тороидальном сердечнике из пермаллоя. Обмотки
трансформаторов залиты компаундом на основе эпоксидной смолы.
Выпрямительный мост составлен из четырех кремниевых диодов 4,
закрепленных на алюминиевых радиаторах. Сглаживающий фильтр включает
дроссель 5 на Ш-образном сердечнике с воздушным зазором и конденсатор 2.
Конденсатор и диоды смонтированы на изоляционной панели 1.
Входное напряжение от синхронного подвозбудителя (рис. 116) через
резистор СБТБ подается на последовательно включенные первичные обмотки
насыщающегося и компенсирующего трансформаторов ТР1 и ТР2. Частота
питающего напряжения пропорциональна частоте вращения вала дизеля. В
первый полупериод входное напряжение насыщает сердечник ТР1. После этого
изменение индукции в нем определяется изменением намагничивающего тока в
первичной обмотке ТР1. В последующий полупериод, когда входное
напряжение меняет знак, сердечник трансформатора ТР1 выходит из зоны
насыщения и начинает перемагничиваться. При этом скорость изменения
индукции в сердечнике определяется мгновенным значением приложенного
напряжения и практически не зависит от намагничивающего тока до момента
насыщения сердечника.
Поскольку в течение каждого полупериода питающего напряжения индукция в
сердечнике меняется примерно на величину 2BS (Bs— индукция насыщения),
то можно считать, что среднее значение напряжения на вторич-ной обмотке
ТР1 зависит только от частоты и не зависит от напряжения питания. Однако
изменение индукции сердечника после его насыщения, обусловленное
неидеальностью петли гистерезиса, вносит погрешность в измерение
частоты. Поэтому для повышения точности измерения частоты применен
компенсирующий трансформатор ТР2, у которого по первичной обмотке
протекает намагничивающий ток трансформатора ТР1, а вторичная обмотка
включена встречно со вторичной обмоткой ТР1 и ее э. д. с. ком-пенсирует
ту часть э. д. с. вторичной обмотки ТР1, которая обусловлена изменением
намагничивающего тока при насыщении сердечника, выходное напряжение
трансформаторов ТР1 и ТР2 выпрямляется диодами 1, 2, 3, 4 и сглаживается
фильтром (дроссель Др и конденсатор С). Выходной ток блока настраивается
резисторами в цепи задающей обмотки амплистата.
Техническая характеристика блока БА-420
Номинальное напряжение, В................22±1
Номинальная частота, Гц.................150
Номинальный ток нагрузки, А...............1,7
Напряжение на входе, В.................124
Рабочая частота, Гц..................50—150
Коэффициент пульсации по напряжению не более, %........2,5
Стабильность выходной характеристики, %...........3,5
Допуск на линейность выходной характеристики, %........+ 6
Масса не более, кг....................4,5
В конструкции БА-420 применены: конденсатор К-50-20-160-200, у которого
номи-нальное напряжение 160 В; номинальная емкость 200 мкФ и диод Д234Б,
у которого среднее значение выпрямленного тока 5 А и максимальное
обратное амплитудное напряжение 600 В.