Реле времени типов ВЛ-31У2 и ВЛ50 тепловоза 2ТЭ10М, 3ТЭ10М

  Главная      Учебники - Тепловозы     Тепловозы 2ТЭ10М и 3ТЭ10М: Устройство и работа (С. П Филонов) - 1986 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  ..

 

 

 

Реле времени типов ВЛ-31У2 и ВЛ50 тепловоза 2ТЭ10М, 3ТЭ10М



Реле включает контактор маслопрокачивающего насоса, а по окончании выдержки времени (90 с) на прокачку маслом дизеля включает пусковые контакторы Д1 — ДЗ. Реле BЛ-31 работает следующим образом. При подаче напряжения питания на зажимы 1 и 2 (рис. 112) срабатывает реле Р1. С выпрямителя ВП напряжение подается на стабилизатор напряжения, который состоит из конденсаторов C1, С2, резистора R2, стабилитронов ДЗ, Д4. Стабилизированное напряжение подается на несимметричный триггер1 на транзисторах Т2 и ТЗ и блокинг-генератор2 на транзисторе Т1. При этом блокинг-генератор начинает работу в автоколебательном режиме, а триггер устанавливается в одно из своих устойчивых состояний, когда Т2 открыт, а ТЗ закрыт, м остается в ждущем режиме до прихода импульса с блокинг-генератора. Включение транзистора Т2 при подаче напряжения на триггер обеспечивается делителем напряжения на резисторах R31, R32, R33, подобранных таким образом, что отрицательный потенциал на базе Т2 гораздо выше, чем на базе ТЗ.

 

Для более четкого переключения триггера в цепь эмиттера транзистора ТЗ включен диод ДИ, а потенциал открытого транзистора Т2 позволяет надежно удержать транзистор ТЗ в закрытом состоянии. При этом реле Р2 обесточено.

Конденсатор С5 начинает заряжаться через резисторы R7—R25 и начинает отсчет выдержки времени. Для поддержания заданной точности отсчета выдержки времени в схему введен измерительный мост, который состоит из конденсатора С6, резисторов R6— R30, R34 и диода Д11. В диагональ измерительного моста включены опорный диод Д6 и обмотка трансформатора блокинг-генератора.

В момент включения напряжения диод Д6 заперт положительным потенциалом с резистора R28. По мере заряда конденсатора С5 на его нижней обкладке появляется положительный потенциал. При достижении определенного уровня, превышающего опорное напряжение, снимаемое с делителя R28, открывается диод Д6 и импульсы с блокинг-генератора свободно проходят через С6 и закрывают транзистор Т2.

Уменьшение тока в цепи эмиттер-коллектор Т2 приводит к резкому увеличению отрицательного потенциала на базе ТЗ, в результате чего происходит мгновенное переключение триггера во второе устойчивое состояние (Т2 закрыт, ТЗ открыт). Включается реле Р2, которое в свою очередь производит переключение в электрической схеме управления пуском дизеля. Выдержка времени заканчивается.

Опорное напряжение снимается с делителя на резисторах R28 — R30 и регулируется на заводе-изготовителе, поэтому в процессе эксплуатации изменять регулировку резистора R28 разрешается только при замене опорного диода Д6. Время заряда конденсатора С5, а следовательно, и время выдержки реле устанавливается переключателями В1 — В2, изменяющими зарядное сопротивление.

Диоды Д5 и Д7 шунтируют обмотки реле Р2 и блокинг-генератора для уменьшения обратного напряжения на коллекторах транзисторов,

не допуская их пробоя. При снятии питания с зажимов 1 и 2 конденсатор С5 разряжается через обратное сопротивление диода Д7 и резистор R26. Диоды Д1 и Д2 служат для защиты контактов реле Р1 и схемы тепловоза от всплесков напряжения индуктивности, возникающих при размыкании цепи катушек пусковых контакторов.

На тепловозах, выпускаемых с 1983 г., устанавливается реле време-
ни ВЛ-50 вместо ВЛ-31. Реле ВЛ-50 разработано специально для тепловозов, имеет высокую надежность и небольшие размеры.

Схема функциональная реле ВЛ-50 приведена на рис. 113. Реле состоит из блока питания БП, времязадающей R—С цепи, порогового усилителя ПУ, который открывает выходное устройство ВУ. При этом срабатывает реле Р, переключаются выходные контакты и выдержка времени заканчивается.

 

 

 

 

Рис. 112. Принципиальная электрическая схема реле ВЛ-31 B1, В2—переключатели; ВП—выпрямитель; Д1—Д11—диоды полупроводниковые; P1, Р2—реле; R1—R7, RI6—RI8, R25—R36, R39—резисторы; С1—С8—конденсаторы; 1п, 2п, 8п, 9п, 10п, 90п, 100п—обозначения выдержек времени на переключателях

 

 

 

 

Рис. 113 Схема функциональная реле времени ВЛ-50

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  ..