Для передачи мощности от дизеля к колесным парам и регулирования тяговой
мощности на тепловозе применяется электропередача постоянного тока.
Принципиальная схема тяговой электропередачи (рис. 80) каждой секции
одинакова.
Тяговой генератор Г постоянного тока с независимым возбуждением питает
шесть параллельно соединенных тяговых электродвигателей 1—6
последовательного возбуждения. Электромеханические характеристики
электродвигателей последовательного возбуждения в рабочем диапазоне
скоростей имеют вид гиперболы, что позволяет осуществить автоматическое
регулирование возбуждения тягового генератора при помощи сравнительно
несложных и надежных в эксплуатации электрических аппаратов. Тяговые
электродвигатели включаются поездными контакторами П1—П6.
Для увеличения диапазона использования полной мощности тяговых
электродвигателей применяются две ступени ослабления возбуждения.
Контакторы ослабления возбуждения ВШ1, ВШ2 включают резисторы ослабления
возбуждения СШ1, СШ2 параллельно обмоткам возбуждения ОБ
электродвигателей 1—6. Сигналы для срабатывания контакторов ВШ1, ВШ2
пос-тупают от реле ослабления возбуждения РП1, РП2, катушки напряжения
которых включены через регулировочные резисторы СРПН1, СРПН2 на
напряжение тягового генератора, а токовые — через резисторы СРПТ
параллельно обмоткам добавочных полюсов тягового генератора.
Направление движения тепловоза изменяется путем изменения направления
тока в обмотках возбуждения ОВ тяговых электродвигателей при помощи
электропневматического переключателя ПР (реверсора). Система возбуждения
тягового генератора совместно с объединенным регулятором дизеля
обеспечивает автоматическое поддержание постоянства мощности в рабочем
диапазоне внешней характеристики, ограничение тока и напряжения
генератора.
Независимая обмотка возбуждения тягового генератора питается от
возбудителя постоянного тока В Возбудитель имеет две обмотки
возбуждения: независимую и размагничивающую. Независимая обмотка
включена на выпрямленное напряжение амплистата АВ (магнитного
усилителя). В амплиста-те осуществляется алгебраическое суммирование и
усиление сигналов задания и обратной связи. Сигнал задания,
пропорциональный частоте вращения вала дизеля, поступает в обмотку
задания 03 амплистата от бесконтактного тахометрического блока ТБ,
питающегося от синхронного подвозбудителя СПВ. Дополнительный сигнал
задания поступает в регулировочную обмотку ОР от индуктивного датчика ИД
через выпрямительный мост. Сигналы обратной связи по напряжению и току
тягового генератора поступают в селективный узел от трансформатора
постоянного напряжения ТПН и трансформаторов постоянного тока ТПТ. В
селективном узле формируется результирующий сигнал обратной связи,
поступающий в обмотку управления ОУ амплистата.
Комплексное противобоксовочное устройство тепловоза обеспечивает
получение динамических жестких характеристик генератора, т. е.
неизменность его напряжения при боксовании одной или нескольких колесных
пар, а также своевременное обнаружение боксования и его прекращения с
наименьшими потерями силы тяги тепловоза. Уравнительные соединения ПВ1—ПВЗ
предназначены для улучшения противобоксовочных свойств тепловоза и
представляют собой полупроводниковые диоды, включенные попарно между
обмотками возбуждения тяговых электродвигателей. При боксовании одного
из электродвигателей в его обмотку возбуждения поступает дополнительный
ток от небоксующего двигателя, что повышает жесткость характеристики
боксующего двигателя и стабилизирует режим боксования, не давая ему
перерасти в «разносное».
Для устойчивости электропередачи в переходных режимах сигнал по
напряжению возбудителя через стабилизирующий трансформатор поступает в
стабилизирующую обмотку ОС амплистата. Для устойчивости электропередачи
с уравнительными соединениями (при боксовании) дополнительно введена
отрицательная обратная связь по уравнительному току. Размагничивающая
обмотка возбудителя, питающаяся напряжением постоянного тока, служит для
аварийного возбуждения возбудителя при выходе из строя элементов системы
автоматического регулирования тягового генератора и компенсирует
напряжение холостого хода амплистата. Трансформаторы постоянного тока и
напряжения, рабочие обмотки амплистата, индуктивный датчик питаются от
синхронного подвозбудителя через распределительный трансформатор ТР.