9. Водяная система дизеля 10Д100 тепловоза
2ТЭ10М, 3ТЭ10М
Бак расширительный система охлаждения дизеля
10Д100 тепловоза 2ТЭ10М, 3ТЭ10М
Бак обеспечивает пополнение потерь воды из
водяной системы тепловоза из-за утечек и парообразования, отвод
паровоздушной смеси из системы в атмосферу, возможность увеличения
объема воды при нагревании, а также поддержание разрежения на всасывании
водяных насосов дизеля в допустимых пределах.
Бак общей вместимостью 336 л герметично сварен из П-образного нижнего,
торцовых и верхнего стальных листов толщиной 4 мм. Перегородкой он
разделен на две части: для системы охлаждения дизеля вместимостью 230 л
и для системы охлаждения наддувочного воздуха и масла 106 л. В нижней
части перегородка имеет треугольный вырез для выравнивания уровней воды
в обеих частях бака при рабоТе дизеля и для сообщения их при заправке
водяной системы. Верхняя часть перегородки имеет шесть отверстий для
отвода паровоздушной смеси из системы охлаждения наддувочного воздуха и
масла.
Перегородки приваривают для жесткости и имеют вырезы для перетока воды.
На отбуртовки внутренних перегородок ложится верхний лист бака и
приваривается к ним пробковым швом. К баку по всему периметру прива-рена
рамка с отверстиями в горизонтальной полке для крепления бака к люку
холодильной камеры тепловоза через резиновое уплотнение.
От воздействия наружного воздуха бак защищен уложенными на верхнем листе
термоизоляционными пакетами из мипоры, закрытыми приваренным к рамке
листом. Через штуцера и подпиточные трубы вода из расширительного бака
поступает во всасывающие трубопроводы водяных насосов дизеля.
Паровоздушная смесь отводится в верхнюю часть бака из системы охлаждения
дизеля через штуцер и трубу. По трубопроводам отвода паровоздушной смеси
в бак поступает также вода, но расход ее при малой площади проходного
сечения трубопроводов незначительный, поэтому теплообмена между обеими
системами через общий бак практически нет.
Из бака паровоздушная смесь отводится в атмосферу по отверстиям
вваренной между верхним и нижним листами атмосферной трубы. К штуцеру
атмосферной трубы подсоединена вестовая труба для отвода избытка воды
при заправке системы. Уровень воды в баке определяется по водомерному
стеклу, для чего необходимо открыть вентиль. Уровень воды в
расширительном баке должен быть не ниже риски «нижний уровень»,
нанесенной краской на лицевой стороне бака. В верхние листы вварена
заправочная горловина, закрытая колпаком с резиновой прокладкой.
Внутренние поверхности бака для защиты от коррозии бакелитированы.
На тепловозах последнего выпуска установлен водяной бак вместимостью 450
л. В баке не предусмотрена заправочная горловина, дозаправка водой
производится ручным водяным насосом.