9. Водяная система дизеля 10Д100 тепловоза 2ТЭ10М, 3ТЭ10М
Надежная работа дизеля и турбокомпрессора обеспечивается водяной
системой тепловоза, которая позволяет выравнивать температуру
неравномерно нагревающихся деталей, т. е. уменьшать термические
напряжения в деталях. Благодаря охлаждению также поддерживается
определенная, меняющаяся в узких пределах температура стенок цилиндров
дизеля, что способствует поддержанию необходимой консистенции смазочного
масла.
Кроме того, водой системы охлаждаются масло и наддувочный воздух для
поддержания оптимальных условий смазки и теплового режима
ци-линдро-поршневой группы дизеля. Водяная система тепловоза имеет два
контура циркуляции. В первом контуре вода охлаждает дизель, во втором —
масло и наддувочный воздух. Каждый контур представляет собой водяную
систему открытого типа, циркуляционную, принудительную, постоянно
заполненную водой. Обе системы выполнены раздельными трубопроводами с
объединенным расширительным баком, имеющим вырез в перегородке для
сообщения систем. Расширительный бак сообщен с атмосферой.