8. Масляная система дизеля тепловоза
2ТЭ10М, 3ТЭ10М
Масляная система тепловоза предназначена для непрерывной подачи масла к
трущимся деталям дизеля, для поддержания жидкостного трения, отвода
тепла и промывки трущихся поверхностей, а также непрерывного
фильтрования масла, чтобы обеспечить срок его службы.
Система смазки циркуляционная, комбинированная. Наиболее нагруженные
детали дизеля смазываются под давлением, остальные — разбрызгиванием.
Кроме того, от этой системы смазываются установленные на тепловозе
передний, задний распределительные редукторы и гидромеханический
редуктор привода вентилятора холодильной камеры, а также подводится
масло к серводвигателю автоматического привода гидромуфты. Масло
охлаждается в водомасляном теплообменнике водой системы охлаждения масла
и наддувочного воздуха.
Быстрое и возможно полное удаление всех нежелательных примесей —
частичек пыли, продуктов металла и продуктов окисления — позволяет резко
снизить абразивный износ деталей дизеля и вспомогательных механизмов
тепловоза и значительно замедлить процесс старения масла. В системе
(рис. 49) применены фильтры грубой и тонкой очистки масла, а также
центробежный фильтр. Фильтр грубой очистки включен последовательно в
систему и обеспечивает фильтрацию почти всего подаваемого насосом дизеля
масла с тонкостью отсева 0,1 мм. Фильтр тонкой очистки включен
параллельно в систему смазки, через него циркулирует до 4% масла с
отделением взвешенных в масле частиц размером до 20—30 мкм. Параллельно
в системе смазки включен также центробежный фильтр, в котором
дополнительно очищается до 4% масла.
Для гидрореактивного привода ротора центробежного фильтра служит
масляный насос с подачей 10 м3/ч при давлении 0,8—1,04 МПа,
установленный на заднем распределительном редукторе тепловоза. Чтобы
предотвратить повышенный износ и задиры деталей, а также уменьшить
затрачиваемую мощность на трогание, раскрутку коленчатого вала и пуск
дизеля, необходимо перед пуском все трущиеся поверхности обильно
смазать. Это обеспечивается установкой в системе шестеренного
маслопрокачивающего насоса с подачей 12 м3/ч с электроприводом.
Пуск дизеля без предварительной прокачки маслом исключен благодаря
включенной в схему управления тепловозом электроблокировке, не
позволяющей пустить дизель до тех пор, пока маслопрокачивающий агрегат
не прокачает его маслом в течение 90 с. Давление масла в различных
точках системы контролируется по показаниям манометров, установленных на
пультах управления и в дизельном помещении.
В процессе эксплуатации тепловоза возможны случаи снижения давления
масла ниже допустимого или чрезмерного повышения температуры масла из-за
неисправностей масляного насоса или автоматики холодильника, разрыва
гибких соединений трубопроводов, повышенного зазора во вкладышах
коленчатого вала и др. Возможность аварии в этих ситуа-циях исключена
оборудованием системы смазывания реле давления и температуры масла.
От недопустимого снижения давления масла дизель защищен двумя реле,
установленными на левой стороне его блока. Одно реле снимает нагрузку с
генератора, если давление масла в верхнем коллекторе упадет ниже
0,1—0,11 МПа. При снижении давления масла в верхнем коллекторе ниже
0,05—0,06 МПа второе реле останавливает дизель. Реле температуры масла
снимает нагрузку с генератора по достижении температуры масла 86—87 °С.
Это реле размещено в одном корпусе с реле температуры воды дизеля и
установлено на правой стенке кузова тепловоза. Регулирование давления
масла, поступающего на смазку вспомогательных механизмов тепловоза,
обеспечивается дросселями, перепускными и редукционными клапанами.
В зависимости от назначения систему можно условно разделить на пять
взаимосвязанных контуров: главный контур (контур смазки дизеля); контур
смазки вспомогательных механизмов тепловоза; контур фильтра тонкой
очистки; контур центробежного фильтра и контур маслопрокачивающего
агрегата.