4. Конструкция основных
сборочных единиц дизеля 10Д100 тепловоза 2ТЭ10М, 3ТЭ10М
Нагнетатель второй ступени дизеля 10Д100 тепловоза 2ТЭ10М, 3ТЭ10М
Нагнетатель второй ступени с редуктором.
Нагнетатель и редуктор (рис. 16) представляют
собой единый агрегат. Редуктор смонтирован в алюминиевом корпусе 30 и
состоит из двух пар цилиндрических шестерен с общим передаточным
отношением, равным 10, т. е. на номинальном режиме рабочее колесо
нагнетателя имеет частоту вращения 8500 об/мин. Муфта верхнего вала
(полый вал) 11 торсионным валом 8 соединена с носком верхнего
коленчатого вала дизеля и вращается в двух подшипниках — роликовом и
шариковом радиально-упорном. К фланцу полого вала болтами прикреплена
упругая шестерня 10, состоящая из зубчатого венца и упругой пружинной
муфты, смягчающей ударные нагрузки, передаваемые от верхнего коленчатого
вала. Шестерня 10 входит в зацепление с шестерней 6, изготовленной за
одно целое с промежуточным валом, вращающимся в радиально-упорном и
опорном роликовых подшипниках. Рядом с шестерней 6 на промежуточный вал
на шпонке посажена ведущая шестерня 18 второй пары шестерен.
Вращение от промежуточного вала передается на вал-шестерню 31, опорами
которого являются подшипники скольжения. Упорно-опорный подшипник
состоит из алюминиевого подшипника и стальной упорной пяты 5. Пята
крепится на валу гайкой, стопорящейся болтами. Опорным подшипником вала
служит алюминиевый подшипник 22. Зубья шестерен 18 и 31 и шейки валов
под подшипники шлифованные, цементированные и закаленные. Масло для
смазывания редуктора поступает из верхнего масляного коллектора дизеля
по трубопроводу У и по подсоединенным к нему трубкам идет к подшипникам
и шестерням редуктора.
Алюминиевое рабочее колесо нагнетателя полуоткрытого типа с помощью
запрессованной в него стальной втулки посажено консольно на шлицевый
хвостовик вала-шестерни 31 и закреплено гайкой. Алюминиевый корпус
нагнетателя 26 крепится к корпусу редуктора и закрыт алюминиевой крышкой
21. Улиточная часть корпуса нагнетателя соединена с охладителем
наддувочного воздуха. Воздух из первой ступени наддува поступает на
лопатки рабочего колеса через двухрожковый подводящий патрубок 25,
надетый на крышку 21. К задней стенке корпуса нагнетателя прикреплен
лопаточный диффузор 28.
Чтобы воздух из полости нагнетания не попадал в картер, предусмотрено
специальное беззазорное уплотнение, состоящее из четырнадцати тонких
колец, расположенных попарно в пазах, образуемых проставочными кольцами.
Проставочные кольца охватывают втулку с малым зазором (—0,03, + 0,09
мм). Между опорным подшипником 22 и уплотнением установлен вращающийся
отбойник 19.
Следует иметь в виду, что стыковые поверхности лопаточного диффузора и
крышки 21 тщательно подогнаны друг к другу, площадь их прилегания не
должна быть менее 80%. Вал-шестерня 31 в сборе со всеми вращающимися
деталями динамически балансируется; на крлесе и валу клеймят общий
номер. Для осмотра шестерен имеются два лючка в нижней части корпуса
редуктора и один люк в верхней крышке редуктора.