ГИДРОМУФТА ПРИВОДА ВЕНТИЛЯТОРА ХОЛОДИЛЬНИКА ТЕПЛОВОЗА 2ТЭ10Л

  Главная      Учебники - Тепловозы     Тепловоз 2ТЭ10Л (издание второе) - 1974 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  ..

 

 

ГИДРОМУФТА ПРИВОДА ВЕНТИЛЯТОРА ХОЛОДИЛЬНИКА ТЕПЛОВОЗА 2ТЭ10Л


Назначение. Устройство и принцип работы. Гидромуфта привода вентилятора холодильника поддерживает соответствующие режимы работы холодильника путем изменения числа оборотов вала и передаваемой мощности к вентилятору. В комплексе с системой автоматики (сервоприводом, термодатчиками и т. д.) она позволяет автоматически управлять работой холодильника, обеспечивая при этом постоянство температурного режима дизеля, а при необходимости дает возможность перейти на ручное управление работой холодильника.

Гидродинамическая муфта 38 (рис. 213) с черпательным 46 и реечным 97 устройствами предназначена для регулирования передаваемой скорости вращения вала путем изменения наполнения маслом ее круга циркуляции. Конический редуктор 28 замедляет вращение при передаче движения с горизонтального вала 32 на вертикальный вал 35. Муфта смонтирована на ступице 4, установленной во фланце 1, и вместе с коническим редуктором помещена в общий корпус 36. В корпусе расположены лопастный насос 63, служащий для перекачки масла из картера гидромуфты в масляную систему дизеля, сетчатый фильтр 48, сапун 6 и рым-болт 24. Для подвода масла в круг циркуляции и отвода его в масляную систему дизеля в гидромуфте имеются каналы 108 и 53, образующие систему питания, а для смазки шестерен и подшипников конического редуктора предусмотрены каналы 15 системы смазки.

Гидродинамическая муфта состоит из ведущего вала 68 с насосным колесом 39, размещенных в колоколе 8, и турбинного колеса 9, жестко соединенного с колоколом при помощи шпилек и гаек. Эти колеса гидромуфты смонтированы на подшипниках качения в ступице 4. Рабочие элементы насосного и турбинного колес при совмещении образуют пустотелое кольцо, внутренняя полость которого разделена 40 радиальными лопатками на насосном колесе и 42 на турбинном. Эта кольцевая полость заполняется маслом, поступающим через штуцер подвода 102, канал 108 во фланце 1, ступице 4, втулке привода 3 и ведущем вале 68. Масло, заполняющее рабочую кольцевую полость гидромуфты, при работе приобретает замкнутое круговое движение, которое происходит в плоскости ее поперечного сечения, называемого кругом циркуляции. Таким образом, механическое движение от насосного колеса к турбинному передается при помощи ^жидкости (масла), циркулирующей в рабочей полости колес. Под напором масла, создаваемым насосным колесом, турбинное колесо получает вращение в ту же сторону, что и насосное, однако относительно него имеет скольжение (отставание), величина которого зависит от передаваемой мощности и степени заполнения круга циркуляции масла. Кроме того, при вращении колес гидромуфты масло, заполняющее круг циркуляции, центробежной силой

 

поджимается к его внешнему диаметру. Из круга циркуляции часть масла вытекает через зазор между турбинным и насосным колесами и заполняет полость между насосным колесом и колоколом, откуда оно откачивается черпа-тельными трубками 47. Черпательные трубки смонтированы на ступице 4. Один конец *х приварен к шестерням 45, свободно проворачивающимся на пустотелых пальцах 49, а второй конец (сопло) открыт и перемещается в кольцевой корытообразной камере, образованной по периферии в отливке насосного колеса. Сопло во время работы гидромуфты можно устанавливать на любом заданном расстоянии от оси вращения валов путем проворота шестерни 45 на пальце 49. Так как черпательная трубка и ее сопло при установившемся режиме гидромуфты неподвижны относительно корпуса, а масло совместно с колесами гидромуфты имеет вращательное движение и набегает на сопло, то происходит нагнетание масла в черпательную трубку и опорожнение всего центрального «ространства до периферии цилиндра, описываемого отверстием сопла. Из черпательной трубки 47 масло поступает через пустотелый палец 49 канала 53 в ступице 4 и фланце / и отводной штуцер 104 в масляную систему дизеля. Изменение положения сопла черпательной трубки относительно круга циркуляции изменяет наполнение круга циркуляции маслом и приводит к соответствующему изменению числа оборотов турбинного колеса при одних и тех же оборотах насосного колеса. При полностью заполненном круге циркуляции, когда черпательные трубки сведены на наименьший диаметр, при передаче полной мощности вентилятора холодильника скольжение турбинного колеса составляет около 2%. При полностью опорожненном круге циркуляции, когда черпательные трубки разведены на наибольший диаметр, и частоте вращения насосного колеса 1160—2465 об/мин, имеет место ведение турбинного колеса в иределах 200—400 об/мин, обусловленное наличием воздуха и небольшого количества масла в круге циркуляции. При промежуточных положениях черпательных трубок и соответствующем заполнении круга циркуляции маслом число оборотов турбинного колеса может регулироваться от 200 до 2420 об/мин, что соответствует 100—1160 об/мин вала вентилятора холодильника.

Привод черпательных трубок осуществляется через шестерни 45, входящие в зацепление с зубьями приводной втулки 3, с другою конца которой установлена на шпонке шестерня 82, зацепляющаяся с зубчатой рейкой 81. Осевой ход рейки, равный 42 мм, ограничивается упорными гайками 93 и 100 и соответствует полному перемещению сопла черпательных трубок от наименьшего диаметра 206 мм до наибольшего. В гайку 100 упирается пружина 101, переводящая рейку в крайнее положение до упора гайки 100 в торец втулки 99, при котором черпательные трубки сведены до наименьшего диаметра и гидромуфта передает наибольшую скорость и мощность. При упоре гайки 93 в торец втулки 94 черпательные трубки разводятся до наибольшего диаметра, при котором турбинное колесо уменьшает обороты до минимальных. В гайку 100 ввинчена шпилька 103, соединяющаяся с зацепом, приваренным к гайке 107. На шпильку навинчена и застопорена шплинтом гайка 105. Гайка 107 отрегулирована так, что при наибольшем ходе рейки (42 мм) ее зацеп не доходит до торца гайки 105. В таком положении гайка 107 стопорится проволокой. Это устройство предназначено для выключения гидромуфты или ограничивания передаваемой через нее мощности. Для этого необходимо снять стопорение и вывинчивать гайку 107 до тех пор, пока гайка 93 не дойдет до упора и не выключит гидромуфту или переместится на соответствующую величину, ограничивая ход рейки и величину передаваемой мощности.

В гидромуфтах первого выпуска шпилька 103 имела большую длину и выступала над торцом гайки 107. На этот конец шпильки вместо гайки 105 навинчивался маховичок, который, упираясь в торец гайки /07, выводил рейку в положение выключения гидромуфты.

При установке гидромуфты на тепловоз в торец гайки 93 упирается шток сервопривода автоматики, взаимодействующий с термодатчиками, размещенными в водяной и масляной системах дизеля. Сервопривод автоматически
переводит рейку гидромуфты в соответствующее положение и тем самым непрерывно регулирует температуру воды и масла дизеля.

Конический редуктор гидромуфты состоит из горизонтального 32 и вертикального 35 валов с шестернями 31 и 34, имеющими соответственно 23 и 48 зубьев и уменьшающими обороты в 2,09 раза при передаче их на вертикальный вал. Горизонтальный вал соединен с турбинным колесом гидромуфты при помощи шлицевого соединения, а вертикальный вал имеет на выходе фланец 18, к которому крепится карданный вал, передающий вращение вентиляторному колесу холодильника. При максимальной частоте вращения ведущего вала гидромуфты 2465 об/мин и работе вентилятора холодильника на полной мощности (при 1160 об/мин вентилятора) через ведущий вал гидромуфты передается мощность 125 кВт. Ведущий 69 и ведомый 18 фланцы гидромуфты имеют направление вращения против часовой стрелки, если смотреть на каждый со стороны подсоединения. Давление масла в системе питания гидромуфты в зависимости от режимов работы двигателя должно быть 0,3—1,2 кгс/см2, а давление смазки

0,2—0,7 кгс/см2. Масса гидромуфты в рабочем состоянии без сервопривода и автоматики составляет 510 кг.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 213. Гидромуфта привода вентилятора холодильника

1. 87 — фланцы; 2, 22, 43, 66, 71, 72 — кольца; 3, 60, 73, 80, 94, 96, 98, 99, 109 — втулки; 4, 89 — ступицы; 5 — гайка М12; 6— сапун; 7, 17, 105, 107 — гайки; 8 — колокол;
9 — турбинное колесо; 10 — роликоподшипники № 2308; 11 — зубчатая муфта, 12, 40, 79 — пружинные кольца; 13, 25, 33, 50, 57, 77, 86 — гнезда, 14 — штуцер; 15 —* канал смазки; 16 — пружинное кольцо; 18, 90 — ведомые фланцы; 19 — войлочное кольцо; 20, 65, 101 — пружины; 21, 64, 95 — манжеты; 23, 30, 52, 75, 92 — крышки; 24 — рым-болт; 26, 27, 29 — роликоподшипники № 2318; 28 — конический редуктор; 31 — шестерня г«23, 32 — горизонтальный вал; 34 — шестерня г=48; 35 — вертикальный вал; 36 — корпус; 37 — шарикоподшипник № 318; 38 — гидромуфта; 39— насосное колесо; 41 — роликоподшипник № 2312; 42, 70 — разрезные кольца; 44 — установочное кольцо; 45 — шестерня; 46 — черпательное устройство: 47 — черпательная трубка; 48 — фильтр, 49 — палец, 51 — шарикоподшипник № 176130, 53 — канал отвода масла; 54 — отверстие для смазки; 55 — канал слива; 56 — передняя крышка; 58 — шарикоподшипник N° 307; 59 — вал-шестерня г = 56; 61 — привод лопастного насоса; 62, 78 — штифты:
63 — лопастный насос; 67 — кольцо сальника; 68 — ведущий вал; 69, 83 —- ведущие фланцы; 74 — шестерня z==56; 76 — шарикоподшипник № 312; 81 — зубчатая рейка; 82 — шестерня 2 = 47; 84, 91 — кольца лабиринта; 85 — передняя крышка; 88 — болт М16; 93, 100 — упорные гайки; 97 — реечное устройство; 102 — штуцер подвода масла; 103 — шпилька; 104 — штуцер отвода масла; 106 — патрубок; 108 — канал подвода масла

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  ..