РЕДУКТОР ВЕНТИЛЯТОРА
ОХЛАЖДЕНИЯ ГЛАВНОГО ГЕНЕРАТОРА ТЕПЛОВОЗА ТЭП10Л
Конструктивные особенности и сборка узлов
редуктора вентилятора генератора тепловоза 2ТЭ10Л
Корпус 9 редуктора (см. рис. 211)
представляет собой чугунную отливку коробчатой формы, имеющую две
взаимно перпендикулярные расточки с пересекающимися осями. Для осмотра
внутренней полости корпуса выполнены два люка. Торец корпуса со стороны
вентилятора заканчивается фланцем, на привалочной поверхности которого
имеется 8 выступов с отверстиями М12. Проходы, образующиеся между
выступами этого фланца при установке корпуса вентилятора, служат для
предотвращения разрежения воздуха в полости между сальниками редуктора и
вентилятора, чем исключается засасывание масла через сальник редуктора.
Для установки редуктора в нижней части корпуса имеются две лапы с
четырьмя отверстиями диаметром 22 мм. В корпусах редукторов первого
выпуска для установки служит фланец на торце со стороны вентилятора.
В расточки, расположенные на продольной оси корпуса, устанавливается вал
вентилятора, а в поперечную расточку — ведущий вал.
Ведущий вал 26 с посаженной на него с натягом Аг (0,087—0,033 мм)
конической шестерней 13 опирается на роликовый № 2411 и шариковый № 411
подшипники, которые заходят в гнездо 18 с зазором Гг (0—0,058 мм) и
насаживаются на вал с натягом Вг (0,038—0,003 мм). Посадка шестерен
производится при нагреве их до температуры 200—230° С. Во время сборки
ведущего вала отдельно собирается гнездо 18 с наружным кольцом
подшипника 14, втулкой 15 и подшипником 17 и вал 26 с шестерней 13,
внутренним кольцом подшипника 14, втулкой 16. После этого гнездо с
деталями нагревают в масле и надевают на вал, а наружные и внутренние
кольца подшипников допрессовывают до упора. Посадка внутренних колец
производится с нагревом их в масле до 90— 100° С. На выступающую часть
вала устанавливают до упора в торец подшипника лабиринтовое кольцо 23 и
насаживают с натягом Б} (0,063—0,013 мм) втулку 22, имеющую винтовую
канавку левого направления. В гнездо 18 установлена крышка 24 с
уложенным в его сальниковую канавку войлочным кольцом 21, при этом
совмещены сливные отверстия крышки и гнезда и расположены в нижней части
картера. Радиальный зазор между цилиндрическими поверхностями бурта
лабиринтового кольца 23 и проточки крышки Д± должен быть 0,46—0,7 мм, а
между цилиндрическими поверхностями втулки 22 и крышки Ег (0,4—0,6 мм).
Толщина паронитовой прокладки между фланцами крышки 24 и гнезда 18
выбирается из условий получения величины зазора между торцами наружного
бурта крышки и наружного кольца подшипника 17 Жх (0—0,2 мм) и
обеспечения плотности соединения. Величина зазора между торцом бурта
лабиринтового кольца 23 и дном проточки крышки 2—3,5 мм. Ведущий вал
заканчивается конусным хвостовиком с конусностью 1 : 10,
на котором установлен фланец 20. Фланец после
нагрева его до 200—230° G насаживают до упора в конусную поверхность
вала и затягивают гайкой 19. Перед установкой фланца сопрягаемые
конусные поверхности обезжиривают.
В редукторах постройки 1971 г. соединение вала с фланцем 20 имеет
конусную часть 1 : 50. Посадка фланца производится до упора в бурт вала
с осевым натягом 2,4—6,35 мм, а гайка 19 не ставится.
Для смазки подшипников 14 и 17 гнездо 18 в верхней части имеет ванночку,
соединенную отверстиями с круговой канавкой внутри гнезда. Над этой
канавкой расположены пазы втулки 15, через которые на подшипники
поступает масло, собираемое в ванночке от разбрызгивания шестернями. В
нижней части гнезда имеется отверстие и паз для слива масла из
лабиринтного уплотнения в картер.
В шестерне 13 имеются три отверстия диаметром 13 мм, жоторые
используются для выпрессовки внутренних колец подшипника при разборке
ведущего вала.
Вал 29 вентилятора с посаженной на него с натягом А2 (0,087—0,033 мм)
конической шестерней 5, имеющей 17 круговых зубьев, опирается на два
подшипника— шариковый № 411, расположенный со стороны шестерни, и
роликовый № 2309 — со стороны вентилятора. Шариковый подшипник 6 насажен
на вал с натягом В2 (0,038—0,003 мм), а в гнездо 7 установлен с зазором
Г2 {0—0,058 мм). Он служит для установки вала в осевом направлении.
Роликовый подшипник 30 установлен на вал с натягом В3 (0,032—0,003 мм),
а в гнездо 4 поставлен с зазором Г3 (0—0,05 мм). Со стороны роликового
подшипника расположено лабиринтное уплотнение, которое состоит из
лабиринтового кольца 31 и втулки 32, имеющей винтовую канавку левого
направления. Втулка 32 посажена на вал с натягом Б 2 (0,063—0,013 мм), а
с крышкой 2 образует радиальный зазор Е2 (0,4—0,6 мм). Радиальный зазор
между наружной цилиндрической поверхностью лабиринтового кольца 31 и
крышкой 2Д2 (0,4—0,6 мм), а зазор между торцом бурта этого кольца и дном
проточной крышки 2,5—4,5 мм. Установка крышки 2 и подбор паронитовых
прокладок между ней и гнездом 4 производятся так же, как и для крышки 24
ведущего вала с обеспечением зазора Ж3 (0—0,5 мм). При монтаже вала
вентилятора в корпусе его вместе с внутренним кольцом и роликами
подшипника 30 и другими деталями заводят в расточку со стороны
шарикового подшипника 6, а гнездо 4 с наружным кольцом подшипника 30
заводят в другую расточку со стороны лабиринтового уплотнения.