Полная схема селективного узла и принцип получения жестких динамических характеристик тепловоза 2ТЭ10Л

  Главная      Учебники - Тепловозы     Тепловоз 2ТЭ10Л (издание второе) - 1974 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  .. 

 

 

 

Полная схема селективного узла и принцип получения жестких динамических характеристик тепловоза 2ТЭ10Л



Полная схема селективного узла приведена на рис. 142. Обмотка управления трансформатора постоянного напряжения ТПН получает питание через дополнительное сопротивление СТН от главного генератора, а рабочие обмотки — от распределительного трансформатора ТР (отпайки Н5 — К5). Переменный ток выпрямляется мостом В4 и протекает через балластное сопротивление СБТН, создавая положительный потенциал на диоде В7. Под действием этого потенциала может протекать ток через обмотку управления амплистата возбуждения ОУ по проводам 1097, 1099,480,478,1100 и по проводам 1137, 1098 на минус моста В4. Величину потенциала на диоде В7 можно регулировать сопротивлением СБТН.

Трансформаторы постоянного тока ТПТ1 4 подмагничиваются постоянным током тяговых двигателей. Рабочие обмотки трансформаторов получают питание от отдельных обмоток распределительного трансформатора; переменный ток выпрямляется мостами Bl, В2, B3t В6 и протекает через балластное сопротивление СБТТ, создавая положительный потенциал на диоде В5. Если этот потенциал равен или выше, чем на диоде В7, то от трансформаторов ТПТ будет протекать ток через обмотку управления амплистата возбуждения. По-тенциал на диоде В5 зависит от величины подмагничивающего тока и его можно регулировать сопротивлением СБТТ. Четыре трансформатора постоянного тока и четыре выпрямительных моста необходимы для получения жестких характеристик главного генератора.
 

 

 

 

 

Рис. 142. Полная схема селективного узла

 

 

 

На рис. 146 приведены внешняя и частичная характеристики главного генератора. Из них следует, что при постоянном числе оборотов дизеля уменьшение тока главного генератора в рабочем диапазоне Б1-М-В1 приводит к увеличению напряжения. При нормальном разгоне тепловоза это явление положительно, так как оно способствует увеличению скорости.

При боксовании одной или нескольких колесных пар ток в соответствующих двигателях падает вследствие повышения противо-э. д. с. Это приводит к уменьшению тока главного генератора. На тепловозах раннего выпуска уменьшение тока в двигателях буксующих колесных пар приводило к повышению напряжения, т. е. точка М перемещалась в точку Б1. Таким образом, уменьшение тока в двигателях буксующих колесных пар приводило к увеличению напряжения главного генератора,в результате чего повышалась сила тока в двигателях небуксующих колесных пар, т. е. возрастал их крутящий момент, что способствовало нарушению сцепления этих колес, и количество буксующих осей при этом возрастало.

Чтобы боксование одной или нескольких колесных пар не вызывало боксования остальных, напряжение главного генератора на время боксования должно оставаться неизменным (точка М перемещается горизонтально). Но жесткость характеристики необходима только на время боксования, поэтому она называется жесткой динамической характеристикой. Получаются жесткие динамические характеристики следующим образом.

При одинаковом напряжении на тяговых двигателях ввиду их различных (в пределах допусков) электромеханических характеристик через каждый тяговый двигатель потечет различный ток. Каждый трансформатор постоянного тока ТПТ 1—4 подмагничивается током двух тяговых двигателей. Трансформатор, у которого сумма двух подмагничивающих токов больше, будет выдавать больший сигнал, т. е. у него через рабочие обмотки будет протекать ток больший, чем у остальных трансформаторов. Допустим, это трансформатор ТПТ4 (по рис. 142). В один из полупериодов питающего его переменного напряжения ток потечет от точки 01 через диод 1 моста В6, затем через все диоды мостов Bl, В2, ВЗ по проводу 1095, СБТТ, по проводу 1098, через диод 3 моста В6 и по проводам 1082, 1080 к точке Н1. При этом только трансформатор ТПТ4 будет создавать потенциал на диоде В5 и участвовать в получении селективной характеристики.

Из вышеизложенного следует, что уменьшение тока тяговых двигателей 3, 4, 5, 6 колесных пар (что возможно при боксовании) не влияет на селективную характеристику и не изменяет напряжение главного генератора. Определяющим в данном случае или ведущим является трансформатор ТПТ4.

Если произойдет боксование первой или второй колесной пары и уменьшится подмагничивающий ток ТПТ4, то на время боксования вступит в работу один из трансформаторов ТПТ1, ТПТ2 или ТПТЗ, у которого больше выходной сигнал после ТПТ4. Допустим, это ТПТЗ, тогда он будет поддерживать селективную характеристику, и во время боксования колесных пар 1 и 2 напряжение на генераторе остается практически неизменным.

Примененная схема обеспечивает поддержание неизменного напряжения в момент боксования колесных пар. Прекращение боксования происходит за счет работы реле боксования, что было описано выше.

При движении тепловоза из-за механических реакций в тележке от крутящего момента тяговых двигателей одни оси прижимаются к рельсу, а другие, наоборот, несколько разгружаются, что увеличивает склонность последних к боксованию. Чтобы повысить эффективность действия жестких динамических характеристик, через трансформаторы тока ТПТ пропускаются кабели тяговых двигателей, у которых колесные пары одинаково склонны (или несклонны) к боксованию.
 

Назначение контакта РВ4 в цепи сопротивления СОУ было описано ранее в разделе «Цепь катушек реле боксования». Назначение контакта РУ15 Оудет пояснено в следующем разделе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  120  121  122  123  124  125  126  127  128  129  ..