Габарит электродвигателя ЭД-107А тепловоза 2ТЭ10Л

  Главная      Учебники - Тепловозы     Тепловоз 2ТЭ10Л (издание второе) - 1974 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  ..

 

 



ТЯГОВЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ ЭД-107А ТЕПЛОВОЗА 2ТЭ10Л

 

 

Габарит электродвигателя ЭД-107А тепловоза 2ТЭ10Л

 

 

 

Габарит электродвигателя (рис. 90) ограничивается диаметром движущего колеса тепловоза и шириной колеи, поэтому магнитопровод выполнен восьмигранной формы. Остов магнитопровода отлит из углеродистой стали с небольшим содержанием углерода. Остов также служит каркасом для сборки всего тягового электродвигателя.

На остове магнитопровода с одной стороны выполнены расточки под моторно-осевые вкладыши и места установки корпусов моторно-осевых подшипников. С противоположной стороны остова имеются носики (два выступа), служащие для закрепления тягового электродвигателя на тележке тепловоза. Между двумя моторно-осевыми подшипниками расположена клица, в которой закреплены выводные кабели: два от якоря с маркировкой «Я» и «ЯЯ» и два от катушек четырех главных полюсов с маркировкой «К» и «КК».

Появление кругового огня на коллекторе свидетельствует либо о грубом нарушении правил эксплуатации, либо о расстройстве схемы управления.

Для улучшения работ щеточно-коллекторного узла коллекторы

тяговых электродвигателей выполнены из меди с присадкой либо кадмия, либо серебра. Это позволяет повысить термическую стойкость коллекторной меди, уменьшить износ коллектора не в начальной стадии, а в последующий период эксплуатации.
 

Конструкция коллектора обычная, арочная. Конус коллектора и болты выполнены из легированной стали. Коллекторная медь от корпуса изолирована при помощи миканитовых манжет. Коллекторные пластины изолированы друг от друга миканитовыми прокладками. В эксплуатации особенно внимательно необходимо следить затем, чтобы миканитовые прокладки не выступали над рабочей поверхностью коллектора, а имели западание до 1,5 мм.

Применение щеток с заливкой эпоксидной смолой или другим составом повысило их стойкость к ударам и вибрации.

Щеткодержатели выполнены из литого латунного корпуса с пружинами часового типа. Давление пружины на щетку регулируется на снятом с тягового электродвигателя щеткодержателе. От корпуса щеткодержатели изолированы либо фарфоровым изолятором, либо изолятором из пластмассы.

Якорь тягового электродвигателя динамически балансируют грузами, размещаемыми в специальных канавках как со стороны коллектора, так и со стороны, противоположной коллектору. Всякое нарушение балансировки приводит к повышенной вибрации, что может вызвать нарушение коммутации и повреждение изоляции.

Обмотка якоря в пазах удерживается клиньями, а в лобовых частях — бандажом из стальной проволоки или специальной однонаправленной стекло-ленты. Бандаж из стеклолент более надежный, а случайная его размотка не приводит к таким тяжелым последствиям, как в случае бандажа из стальной проволоки.

На обмоткодержателях, а также между слоями обмотки якоря применяется безусадочная изоляция на основе стеклоткани с эпоксидным связующим. Обмотка якоря — петлевая с одним уравнительным соединением на один паз. Корпусная изоляция обмотки якоря выполнена из микаленты толщиной 0,1 мм.

Якорь пропитан в термореактивном лаке. Изоляция якоря класса В, допускающая перегрев обмотки якоря до 120° С.

Главные полюсы состоят из шихтованных сердечников и катушек. Сердечники полюсов крепят к магнитопроводу с помощью болтов из стали 40Х. Изоляция катушек главных полюсов класса Н, допускающая перегревы до 180° С. Катушки на сердечниках главных полюсов закреплены пружинными рамками.

Добавочные полюсы выполнены из сплошного сердечника и катушек. К магнитопроводу сердечник крепится болтами из стали 40Х. По высоте катушки добавочных полюсов уплотнены пружинными рамками. Изоляция катушек класса В, допускающая перегрев 130° С. Катушки выполнены с оголенной средней частью витков. Между сердечником полюса и маг-нитопроводом имеется прокладка из немагнитного материала.

Технические данные обмоток полюсов и якоря тягового электродвигателя приведены в табл. 7.
 

Подшипниковые узлы тягового электродвигателя выполнены на роликовых подшипниках. Смазка ЖРО, применяемая для роликовых подшипников, соответствует условиям работы тяговых электродвигателей. В эксплуатации не следует допускать смешение различных смазок.

Надежность работы роликовых подшипников в тяговых электродвигателях повышается при применении подшипников с комбинированными роликами и увеличенным радиальным зазором. Детали подшипниковых узлов, несущие нагрузки, выполнены из легированной стали.

Условия работы тяговых электродвигателей на тепловозе можно назвать жесткими: большой диапазон изменения температуры окружающей среды (от —50 до +40° С), снег, дождь, пыль, тряска и вибрация, особенно в условиях суровых зим, когда железнодорожное полотно промерзает. Но самой тяжелой оказывается работа тяговых электродвигателей при изношенных зубьях тягового редуктора и изношенных вкладышах моторно-осевых подшипников. При этом возникают нагрузки, вызывающие преждевременный выход из строя не только роликовых подшипников, но и изоляции тяговых электродвигателей. Поэтому состояние тягового редуктора, моторно-осевых подшипников должно быть предметом особого внимания при эксплуатации тепловозов.

 

 

Таблица 7

 

Основные данные

Обмотка

главных

полюсов

дополнительных

полюсов

якоря

Число витков на полюс             

19

17

216/4

Марка провода                              

МГМ

МГМ

ПДА

Размер голого провода, мм ... .

8X25

6,5X28

1,68X6,4

Часло катушек          

4

4

54

Число параллельных проводов . . .

1

1

3

 

 

 

 

 

 

Рис. 90 Тяговый электродвигатель ЭД-107А
l,18, 20 — лабиринтовые кольца, 2, 19 — крышки подшипников; 3 — упорное кольцо; 4, Я —роликовые подшипники, 5, 15 — подшипниковые щиты, 6 — коллекторная пластина, 7 — щеткодержатель. 7а — вентиляционное отверстие; 8, 26 — катушки добавочного и главного полюсов, 9, *0 — сердечники добавочного и главного полюсов; 11 — секция обмотки якоря, 12 — сердечник якоря; 13 — выпускные отверстия; 14 — стальной бандаж, 16 — воздушный канал; 21 — вал; 22 — остов; 23, 24 — вкладыши моторно-осевых подшипников, 25 — шапки подшипников, 27 — болты сердечников полюсов, 28 — прилив для крепления кожуха, 29, 30 — опорные и предохранительные приливы; 31 — клица, 32 — трубка для смазки подшипника, 33 — наконечник добавочного полюса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  ..