Обмотки генератора ГП-311Б тепловоза 2ТЭ10Л

  Главная      Учебники - Тепловозы     Тепловоз 2ТЭ10Л (издание второе) - 1974 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..

 

 

 

 

ГЛАВНЫЙ ГЕНЕРАТОР ГП-311Б ТЕПЛОВОЗА 2ТЭ10Л

 

Обмотки генератора ГП-311Б тепловоза 2ТЭ10Л

 

 

 Генератор ГП-311Б (рис. 85) является электрической машиной постоянного тока. Выполнен он десятиполюсным и имеет как главные, так и добавочные полюсы. На главных полюсах размещена независимая обмотка возбуждения и пусковая обмотка. Независимая обмотка возбуждения создает основной магнитный поток и используется для регулирования напряжения генератора в зависимости от величины тока, потребляемого тяговыми электродвигателями. В каждом случае напряжение генератора автоматически устанавливается в соответствии со свободной мощностью дизеля при потребляемом электродвигателями токе. Обмотка независимого возбуждения генератора питается от якоря возбудителя В-600 двухмашинного агрегата А-706. В качестве якорной обмотки применяется двухходовая «лягушечья» обмотка, которая состоит из двухходовой петлевой обмотки и волновой обмотки. Двух-ходовая петлевая оомотка создает электродвижущую силу (напряжение), а волновая обмотка дополнительно выполняет роль уравнительных соединений равнопотенциальных точек на якоре. Выбор двухходовой «лягушечьей» обмотки (рис. 86) вызван необходимостью при заданных габаритах получить требуемую мощность генератора.

Известно, что получение симметричной двухходовой якорной обмотки возможно только при применении уравнителей, соединяющих коллекторные пластины одного хода с головками- обмоток другого хода, т. е. уравнительные соединения должны быть протянуты от коллектора под сердечником на противоположную сторону якоря к головкам обмоток. Учитывая сложность конструкции и большое количество паяных соединений, нельзя рассчитывать на надежность такой обмотки в эксплуатации. Поэтому была принята несимметричная двухходовая обмотка, позволяющая избежат-ь применения таких уравнителей и ограничиться уравнительными соединениями, размещаемыми со стороны коллектора. В случае «лягушечьей» обмотки их роль, как упоминалось выше, выполняет волновая обмотка.

Следует особо отметить, что двухходовые обмотки (несимметричные двухходовые обмотки в большей степени) склонны к созданию на поверхности коллектора разной по интенсивности расцветки коллекторных пластин. При этом возможны чередования двух черных и одной светлой или одной светлой и одной темной коллекторных пластин. Чередующаяся расцветка коллекторных пластин при наличии глянцевой политуры не является причиной для тревог. Но если поверхность коллекторных пластин становится матовой, то неизбежно появятся подгары коллекторных пластин. Во избежание глубокого выгорания медн коллекторных пластин при появлении даже незначительного под-гара рекомендуется коллектор шлифовать.

Чередующееся потемнение вызывается прохождением через соседние пластины тока разной величины, т. е. по двум параллельным ветвям обмотки якоря протекает неодинаковый по величине ток и под щетками на соседних коллекторных пластинах будет разная плотность тока. Причины протекания разного по величине тока в параллельных ветвях обмотки могут быть как эксплуатационного характера, так и по вине изготовителя генератора.

Избежать при эксплуатации.чередующегося подгара коллекторных пластин можно, если будут обеспечены:

1) симметричная установка полюсов в магнитной системе;

2) равномерная установка щеток по окружности коллектора;

3) равномерное расположение коллекторных пластин по окружности;

4) стабильность рабочей поверхности коллектора;

5) давление на щетку в рекомендуемых пределах;

 

б) чистота поверхности коллектора и периодическая протирка его салфеткой, смоченной в чистом бензине.

Не должно быть также нарушений паяных соединений обмотки якоря к петушкам.

Опыт показывает, что генераторы типа ГП-311Б работают более устойчиво, если применить петлевую обмотку с уравнителями со стороны коллектора. На рис. 87 показана схема соединения такой обмотки. Петлевая ступенчатая двухходовая обмотка в отличие от двухходовой «лягушечьей» обмотки имеет безындуктивные уравнительные соединения, кроме того, сужается ширина коммутационной зоны на якоре. Поэтому переход на подобную обмотку является перспективным, а внедрение пластмассовых прокладок в узле «петушок — обмотка» обеспечивает реальное исполнение обмотки якоря с гибкими петушками и уравнительными соединениями со стороны коллектора.

Кроме того, ступенчатая петлевая двухходовая обмотка якоря позволяет применять стеклобандаж для закрепления обмотки на якоре без ухудшения коммутации. Якоря с двухходовой «лягушечьей» обмоткой требуют для закрепления обмотки бандаж из стальной проволоки. Применение на них стеклобан-дажа ухудшает коммутацию. Опыт эксплуатации показывает, что применение стеклобандажа на якорях повышает надежность работы генераторов.

Для удобства обслуживания щеток и щеткодержателей на генераторе ГП-311Б применена поворотная траверса, которую можно вращать ключом от валоповоротного устройства дизеля. На траверсе установлены реактивные щеткодержатели. Щеткодержатели и бракеты изолированы от траверсы при помощи двух изоляторов.

После вращения траверсу следует установить и зафиксировать в том положении, которое она занимала до поворота.

 

 

 

 

Рис. 85 Главный генератор ГП-311Б (продольный и поперечный разрезы)
1 — штифт для фиксации щита со станиной 2 — подшипниковый узел, 3 — вал поворотного устройства траверсы 4—подшипниковый шит, 5 — поворотная траверса, 6 — изоляционная прокладка, 7 — изоляция торца обмоткодержателя, 8— главный полюс, 9 — добавочный полюс, 10—якорь,
11 — станина, 12 — обмотка якоря, 13 — корпус якоря, 14 — щеткодержатель

 

 

 

 

 

Рис. 86. Схема соединения «лягушечьей» обмотки генератора ГП-311Б

 

 

 

 

 

Рис. 87. Схема соединения петлевой ступенчатой обмоткй генератора ГП-311Б

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  ..