ДИЗЕЛЬ 10Д100 ТЕПЛОВОЗА 2ТЭ10Л

  Главная      Учебники - Тепловозы     Тепловоз 2ТЭ10Л (издание второе) - 1974 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..

 

 

ДИЗЕЛЬ 10Д100 ТЕПЛОВОЗА 2ТЭ10Л

 


УСТРОЙСТВО, ПРИНЦИП РАБОТЫ И ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИЗЕЛЯ 10Д100 ТЕПЛОВОЗА 2ТЭ10Л

 



Установленный на тепловозе дизель создан на базе дизеля 2Д100 и имеет примерно 80% деталей и узлов, аналогичных деталям и узлам дизеля 2Д100. Мощность дизеля увеличена до 3000 л. с. путем повышения давления наддувочного воздуха (с 1,3 до 2,1—2,2 кгс/см2), его промежуточного охлаждения и увеличения цикловой подачи топлива.

Дизель 10Д100—двухтактный, однорядный со встречно движущимися поршнями. Блок 11 (рис. 6, см. вклейку в конце книги) установлен на подди-зельной раме. В верхней части он закрыт крышкой 12 со смотровыми люками и маслоотделителями 10 с обеих сторон дизеля. В передней части блока расположен механизм управления. Отсчет цилиндров ведется от него. Стороны дизеля (левая и правая) определяются, если смотреть на него со стороны генератора.

В блоке дизеля вертикально в ряд установлены десять втулок цилиндров. В каждой из них расположено по два поршня—верхний 38 и нижний 41. Втулки цилиндров в средней части имеют три отверстия под установку двух форсунок 16 и индикаторного крала. В верхней части блока в коренных подшипниках 36 уложен верхний коленчатый вал 18, а в нижних коренных подшипниках 42— нижний коленчатый вал 26. Коленчатые валы между собой связаны торсионной вертикальной передачей 19. Эта связь синхронизирует движение поршней и дает возможность передавать до 30% мощности от верхнего коленчатого вала нижнему. От нижнего коленчатого вала вся мощность дизеля передается генератору.

В нижней части блока по обе стороны расположены герметично закрывающиеся смотровые люки 33, причем все левые люки имеют предохранительные клапаны, которые в случае повышения давления в картере свыше 0,5 кгс/см2 срабатывают. В передней верхней части блока на кронштейне установлены два турбокомпрессора 9, к каждому из которых от выпускных коллекторов 54 (рис. 7) через выпускные патрубки и компенсаторы 8 направляются выпускные газы. Отработавшие в турбокомпрессорах газы удаляются через выпускные трубы тепловоза:

Воздух через воздушные фильтры с правой и левой сторон тепловоза поступает к всасывающим патрубкам турбокомпрессоров. Сжатый в первой ступени нагнетания он поступает в расположенные по обе стороны верхней части дизеля воздушные трубопроводы 13 и проходит ко второй ступени наддува, представляющей собой центробежный нагнетатель, приводимый во вращение через редуктор от верхнего коленчатого вала. Коленчатый вал соединен с редуктором торсионом. После дополнительного сжатия в нагнетателе второй ступени и прохождения через воздухоохладители 22, расположенные по обеим сторонам двигателя, воздух поступает в ресиверы 53 и далее в цилиндры дизеля.

Для осмотра поршневых колец, очистки ресивера и продувочных окон втулок цилиндров в воздушном ресивере предусмотрены крышки 14, из которых три имеют предохранительные клапаны, срабатывающие при давлении свыше 2,5 кгс/см2. Осматривать поршневые кольца нижнего поршня, очищать от нагара коллекторы и выпускные окна в выпускных коллекторах необходимо

через круглые люки с крышками, установленными на асбостальных прокладках. В передней части дизеля от нижнего коленчатого вала выведен вал 2 отбора мощности для привода вспомогательных механизмов тепловоза (вентилятора холодильной камеры, масляного насоса, центрифуги, вентилятора охлаждения тяговых двигателей). С этой же стороны на нижнем коленчатом валу установлен антивибратор 31, гасящий крутильные колебания. В нижней части переднего торца блока расположен корпус приводов. В нем установлен насос 3 масляной системы дизеля и тепловоза. На нагнетательном патрубке масляного насоса имеется штуцер, через который часть масла подается к фильтрам 45, а оттуда идет на смазку деталей турбокомпрессоров. Ниже оси вала отбора мощности, слева и справа от него, в корпусе приводов расположены водяные насосы 43 и 47.

С левой стороны дизеля над корпусом приводов установлен объединенный регулятор 4 скорости и мощности дизеля, тахометр 7 и кнопка 5 включения тахометра. Такое расположение регулятора удобно при регулировке и ремонте, а периодические включения тахометра увеличивают срок его службы. Объединенный регулятор обеспечивает поддержание заданного числа оборотов коленчатого вала независимо от нагрузки. Привод регулятора и тахометра осуществляется через редуктор от нижнего коленчатого вала.

С левой стороны блока ниже воздушного ресивера вдоль всего дизеля проходит сборный водяной коллектор 46.

В каждом цилиндре установлено по две форсунки, работающие каждая от своего насоса 15 высокого давления. Топливные насосы прикреплены к нижней части воздушного ресивера по обе стороны каждого цилиндра. Толкатели топливных насосов проходят через воздушный ресивер и своими роликами

упираются в кулачки распределительных валов 37. На дизеле стоят два рас* пределительных вала для правого и левого рядов топливных насосов. Они вращаются от верхнего коленчатого вала через две паразитные шестерни привода 50. Подачу топлива устанавливает регулятор с помощью системы тяг, расположенных в отсеке управления, и продольных тяг, соединенных с рейками топливных насосов. Механизм управления имеет сервомоторы, связанные с элек-тропневматическими вентилями для отключения с правой стороны пяти, а с левой десяти топливных насосов при работе на холостом ходу.

 

 

 

 

 

Рис. 7. Дизель 10Д100
а — вид со стороны турбокомпрессора; б — разрез по отсеку управления; 43 — водяной насос системы охлаждения дизеля; 44 — центробежный фильтр масла; 45 — масляный фильтр; 46 — водяной коллектор; 47 — водяной насос системы охлаждения наддувочного воздуха; 48 — трубопровод топлива; 49 — рукоятка для ручного восстановления предельного механизма оборотов; 50— привод валов топливных насосов; 51 — передача к распределительным валам; 52 — механизм управления числом оборотов вала дизеля; 53 — воздушный ресивер; 54 — выпускной коллектор

 

 

 

 

С правой стороны дизеля на кронштейне крепления турбокомпрессора подвешен фильтр тонкой очистки топлива, откуда топливо поступает в топливный коллектор, а затем к каждому топливному насосу высокого давления. На выходе топлива из коллектора установлен клапан, поддерживающий давление в системе 1,5—2,5 кгс/см2.

На правой передней части дизеля расположены кнопка аварийной остановки дизеля и рукоятка восстановления предельного регулятора числа оборотов, связанные с механизмом управления.

Поддизельная рама — картер является основанием для крепления дизеля и представляет собой жесткую сварную конструкцию, состоящую из продольных листов с поперечным оребрением. Внутренняя часть рамы является резервуаром для дизельного масла и имеет уклон в сторону генератора, заканчивающийся отстойником, к нижней части которого приварен фланец для сливной трубы. Масло, сливающееся из блока, перед тем, как поступить в картер, проходит через сетки 28, предохраняющие масляный насос от попадания посторонних частиц. Сетки одновременно являются и гасителем пены, а также предотвращают унос масла из ванны вследствие движения шатунов. В самой нижней части забора масла масляным насосом установлена дополнительная сетка. При осмотрах и промывке картера предохранительные сетки легко снимаются и удаляются через смотровые люки 33. Для замера уровня масла в поддизель-ной раме с правой стороны имеется щуп.

Нижний коленчатый вал соединен с валом якоря генератора муфтой 25. На ведущем диске муфты нанесена градуировка, определяющая положение верхних мертвых точек поршней. С зубчатым венцом муфты при проворачивании вала вручную находится в зацеплении червяк валоповоротного механизма 23. Для предотвращения пуска дизеля с включенным валоповоротным механизмом установлен блокирующий концевой выключатель, разрывающий цепь пуска, если механизм включен.

С левой задней стороны дизеля для контроля давления масла в верхнем масляном коллекторе имеются два датчика электроманометров. В этом же месте расположены два реле давления масла, одно из которых предназначено для сброса нагрузки, а другое—для остановки двигателя при понижении давления масла ниже допустимого.

В правой передней части дизеля установлен центробежный масляный фильтр 44, работающий при давлении масла 8—10,5 кгс/см2, создаваемом насосом, установленным на заднем распределительном редукторе тепловоза.

Дизель охлаждается водой, циркулирующей при работе водяного насоса 43. Водяной насос забирает охлажденную воду из системы тепловоза и подает ее через два выпускных патрубка 6 в выпускной коллектор 54, откуда она по патрубкам 40, расположенным с обеих сторон цилиндровой втулки, поступает в пространство между рубашкой и цилиндровой втулкой. Отвод горячей воды осуществляется через специальные патрубки в коллектор 46 и далее — в водяную систему тепловоза для охлаждения. Для охлаждения наддувочного воздуха предусмотрен второй замкнутый контур, состоящий из водяного насоса 47, обеспечивающего циркуляцию воды через водовоздушные охладители 22, и секций холодильной камеры тепловоза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10    ..