РАСПОЛОЖЕНИЕ ОБОРУДОВАНИЯ НА ТЕПЛОВОЗЕ 2ТЭ10Л
И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКИ
ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО ТЕПЛОВОЗА 2ТЭ10Л
Тепловоз 2ТЭ10Л (рис. 1) состоит из двух одинаковых по конструкции
од-нокабинных секций, соединенных автоматической сцепкой СА-3. Для
прохода из секции в секцию служит переходная площадка, закрытая
брезентовым суфле.
При необходимости каждая секция может использоваться самостоятельно. Все
силовое и вспомогательное оборудование расположено в кузове, опирающемся
на главную раму. Дизель 1 ОД 100 и главный (тяговый) генератор ГП-311Б
размещены на общей поддизельной раме, установленной на главной раме в
средней части тепловоза.
Дизель 10Д100 по сравнению с другими тепловозными дизелями (кроме типов
Д70 и Д49), используемыми на отечественных тепловозах, обладает более
высокой экономичностью. Это достигнуто применением газотурбинного
наддува и промежуточного охлаждения наддувочного воздуха. Преимуществом
дизеля 1 ОД 100 является также высокая степень унификации его деталей с
деталями дизеля 2Д100. Для подачи воздуха в цилиндры дизеля применена
двухступенчатая система наддува: первая ступень—два автономных
турбокомпрессора ТК-34Н-04С, вторая—приводная воздуходувка центробежного
типа.
Главный генератор представляет собой электрическую машину постоянного
тока с независимым возбуждением и принудительной вентиляцией.
Вырабатываемый главным генератором ток направляется к шести тяговым
электродвигателям ЭД-107А, установленным на тележках. Через зубчатую
передачу (пара цилиндрических шестерен) тяговые электродвигатели вращают
колесные пары тепловоза.
При пуске дизеля генератор работает в режиме электродвигателя с
последовательным возбуждением, получая питание от аккумуляторной
батареи, размещенной в кузове в специальных ящиках, установленных на
раме. Аккумуляторная батарея также служит для освещения тепловоза на
стоянках при неработающем дизеле.
С дизелем соединены все вспомогательные устройства. От переднего
распределительного редуктора через карданные валы приводится во вращение
вал двухмашинного агрегата, расположенного под полом кабины машиниста.
Двухмашинный агрегат состоит из возбудителя—генератора типа В600 и
вспомогательного генератора типа ВГТ 275/120. Последний используется для
освещения, цепей управления и подзаряда аккумуляторных батарей. От
переднего распределительного редуктора через гидромуфту работает
вентилятор охлаждения тяговых электродвигателей передней тележки.
Компрессор К.Т7 приводится в действие от вала главного генератора через
вал распределительного редуктора и пластинчатую муфту.
Вал вентилятора охлаждения главного генератора вращается верхним
коленчатым валом дизеля через карданный вал, эластичную муфту и
одноступенчатый конический редуктор, установленный на стойке,
прикрепленной к главному генератору. Воздух для охлаждения генератора
подается вентилятором через всасывающий канал, на входе в который
помещен сетчатый фильтр. 4
Воздух для работы дизеля может засасываться как
снаружи, так и из дизельного помещения, очищается он двумя фильтрами
непрерывного действия, установленными на боковых стенках кузова.
От заднего распределительного редуктора работает вентилятор охлаждения
тяговых электродвигателей задней тележки, масляный насос центробежного
фильтра дизеля и через карданные валы редуктор гидропривода вентилятора
холодильника. С помощью гидромуфты переменного наполнения, встроенной в
угловой редуктор привода вентилятора холодильника, осуществляется
автоматическое регулирование в широких пределах частоты вращения вала
вентилятора в зависимости от режима работы тепловоза и температуры
окружающего воздуха.
Синхронный подвозбудитель ВС-652 получает вращение от редуктора,
выполняющего также роль промежуточной опоры для карданных валов. К
главной раме кузов приварен, а к проставке и холодильной камере
прикреплен болтами. Стенки кузова над дизелем имеют разъем, дающий
возможность при проведении ремонтов снимать верхнюю часть стенок вместе
с крышей. В средней части тепловоза под рамой размещен топливный бак.
В проставке кузова расположены входные двери в дизельное помещение и
высоковольтные камеры.
Вентиляция дизельного помещения осуществляется двумя вентиляторами,
установленными на крыше спереди и сзади дизель-генератора.
Чтобы снизить уровень вибрации и шума, кабина установлена на резиновых
амортизаторах и от проставки отделена резиновыми прокладками. От шума
дизеля и механизмов кабина защищена шумоизоляцией. Шумоизоляцию имеют
также полы кабины машиниста.
В шахте холодильной камеры, являющейся частью кузова, размещены водяные
охлаждающие секции радиаторов. У передней стенки холодильной камеры
установлен водомасляный теплообменник. До 1970 г. было изготовлено
значительное количество тепловозов 2ТЭ10Л с воздушно-масляной системой
охлаждения. При такой системе вместо теплообменника применяются масляные
секции с турбулизацией потока масла.
В кабине машиниста установлены удобный пульт
управления с приборами для контроля силовой установки, сиденья машиниста
и помощника. Для создания нормальной температуры служит
вентиляционно-отопительная установка, от которой поток теплого воздуха
направляется в сторону машиниста и его помощника. По специальным
трубопроводам теплый воздух подается на оконные стекла для
предотвращения их замерзания. В кабине предусмотрены грелки для ног.
Главная рама опирается на две трехосные тележки. Вес кузова передается
через опорно-возвращающие устройства, тяговые и другие горизонтальные
усилия—через шкворни, которые одновременно являются центрами поворота
тележек относительно кузова.
Тепловозы 2ТЭ10Л строят с тележками двух типов: челюстными и
бесчелюстными. Челюстные тележки по конструкции аналогичны тележкам
тепловоза ТЭЗ. Тепловозы 2ТЭ10Л с бесчелюстными тележками имеют лучшие
динамические показатели и тяговые свойства.
Тепловоз оборудован воздухопенной противопожарной установкой и
автоматической сигнализацией, предупреждающей о возникновении пожара.
Посты управления такой установкой расположены около главного генератора
и холодильной камеры. На тепловозе применены металлические полы,
металлическая обшивка в дизельном помещении, остановлены огнетушители.
На тепловозе имеется радиостанция, устройство автоматической
сигнализации с автостопом непрерывного действия и другое оборудование.
Для пассажирской службы Ворошиловградским тепловозостроительным заводом
была изготовлена большая партия тепловозов ТЭП10Л. Тепловоз ТЭП10Л —
односекционный локомотив, с одним постом управления, оборудован
электропневматическим тормозом, имеет конструкционную скорость 140 км/ч
и унифицирован с тепловозом 2ТЭ10Л.