VIII.5. Вспомогательные цепи и устройства тепловоза 2ТЭ116

  Главная      Учебники - Тепловозы     Тепловоз 2ТЭ116 (издание второе) (С. П Филонов) - 1985 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  ..

 

 

VIII.5. Вспомогательные цепи и устройства тепловоза 2ТЭ116



Подзарядка аккумуляторной батареи. Для управления зарядкой батареи применяется диод зарядки батареи ДЗБ. При работающем дизеле, когда напряжение на зажимах стартер-генератора выше напряжения аккумуляторной батареи, ток от его плюсового зажима Я1 через предохранитель ПР4, диод ДЗБ, резистор зарядки батареи СЗБ, шунт зарядки батареи ШЗБ и выключатель батареи ВБ поступает на зарядку батареи (см. рис. 163, в).

При снижении напряжения на зажимах стартер-генератора ниже напряжения аккумуляторной батареи диод ДЗБ запирается и не пропускает ток в обратном направлении, предотвращая разряд аккумуляторной батареи.

Резистор СЗБ в цепи зарядки батареи предназначен для ограничения зарядного тока, величину которого необходимо контролировать по амперметру АЗ Ток зарядки батареи на пульте управления машиниста.

Цепи включения и управления электродвигателями постоянного тока. Электродвигатель компрессора. Пуск электродвигателя компрессора возможен только при работающем дизель-генераторе, когда включен контактор КРН и его замыкающий вспомогательный контакт (провода 1175, 1016) постоянно подает плюс от выключателя А5 «Компрессор» в автоматическую схему пуска электродвигателя компрессора. При включенном тумблере ТРК (тумблер реле компрессора) управление включением и отключением компрессора производит реле давления воздуха РДК. При понижении давления воздуха до 0,75 МПа (7,5 кгс/см2) реле замыкает своим контактом минусовую цепь питания реле РУ24 от ШР ЗМ-8. Реле РУ24 замыкающим контактом (провода 1191, 1190) подает минус к катушке реле времени РВ1 и включает его, другой замыкающий контакт РУ24 (провода 1169, замыкающий контакт РУ24) подготавливает цепь питанйя по минусу катушки контактора КДК. Замыкающий с выдержкой времени на размыкание контакт реле времени РВ1 включает контактор КДК по цепи: выключатель А5, провода 2800, 1165, 1175, 1185, 1072, контакт РВ1, провода 1054, 1077, катушка КДК и далее на минус ШР 2М-20 через контакты РУ24. Контактор КДК включается и становится на самопитание своим кон-

тактом (провода 1185, 1077) КДК. Одновременно главный замыкающий контакт КДК (провода 962, 963 и 967) включает якорную обмотку электродвигателя К через пусковой резистор СПК на напряжение стартер-генератора, работающего в режиме генератора, шунтовая обмотка Ш1 — Ш2 электродвигателя К этим же контактом подключается непосредственно на напряжение СГ. Размыкающий вспомогательный контакт контактора КДК (провода 1050, 1068) отключает катушку реле времени РВ1, но размыкающий с выдержкой времени на замыкание контакт РВ1 остается разомкнутым еще в течение 1,8—2,0 с, в это время якорь электродвигателя К раскручивается и достигает примерно номинальной частоты вращения, работая на пониженном напряжений, с ограничением пусковых токов на резисторе СПК. Затем размыкающий контакт РВ1 замыкается и подает питание на катушку КУДК-Контактор КУДК включается и своим главным контактом КУДК (провода 963, 1022 и 968, 1021) шунтирует пусковой резистор СПК и отключает вентиль разгрузочный ВР своим размыкающим вспомогательным контактом КУДК (провода 1023, 1004). Вентиль ВР получает питание сразу же после включения выключателя А5 и отключается только в период работы электродвигателя К при включении контактора КУДК. Клапан вентиля ВР открывает отверстие для перепуска воздуха из воздухопровода автоматики 0,55 МПа (5,5 кгс/см2) в разгрузочное устройство компрессора. Последнее своим штоком отжимает всасывающие пластины компрессора, соединяя его напорную магистраль с атмосферой и обеспечивая тем самым пуск компрессора без противодавления. Таким образом электродвигатель К начинает работать при номинальном напряжении на номинальную нагрузку, обеспечивая работу компрессора. При достижении давления воздуха в главных резервуарах 0,9 МПа (9,0 кгс/см2) контакт реле давления воздуха РДК размыкается и реле РУ24 и контакторы КДК и КУДК отключаются. Электродвигатель компрессора обесточивается, компрессор прекращает работу, а электрическая схема приводится в первоначальное состояние.

Цикл пуска электродвигателя компрессора повторяется при снижении давления в главных резервуарах до 0,75 МПа (7,5 кгс/см2), когда вновь замыкается контакт реле давления воздуха РДК.

При работе тепловоза двумя секциями управление включением компрессоров обеих секций производится с любой из них (как правило, ведущей). В этом случае на ведомой секции, а также при неисправности реле РДК какой-либо из секций оно отключается тумблером ТРК.

Электродвигатель маслопрокачивающего насоса. В схеме предусмотрена возможность предварительной прокачки масла в системе дизеля, помимо цепей автоматики пуска дизеля. При включении тумблера ручной прокачки ОМН подается питание на катушку контактора КМН по цепи: выключатель АЗ Дизель (провода 1148, 1151), размыкающий вспомогательный контакт К.РН2 (провода 1807, 1809, 1219), замкнутый контакт тумблера ОМН (провода 1220, 1221, 1222), катушка контактора КМН, минус ШР 2М-9. Контактор КМН включается и подает питание на электродвигатель маслопрокачивающего насоса МН по ранее описанной цепи.
 

Включение маслопрокачивающего насоса тумблером ОМН возможно только при выключенном контакторе КРН2, когда его вспомогательный контакт КРН2 (провода 1151, 1807) замкнут, т. е. при отсутствии автоматического пуска дизеля.

Электродвигатель вентилятора кузова ВК и вентилятора калорифера МК получает питание соответственно от выключателей All Вентилятор кузова и А К Калорифер.

Одновременно с включением электродвигателя вентилятора кузова ВК включается электропневматический вентиль жалюзи вентилятора кузова ВВК, открывая их.

Цепи включения и управлени я электродвигателями переменного тока. Все электродвигатели переменного тока асинхронные трехфазные с короткозамкнутым ротором и включены на напряжение тягового генератора. Для равномерного распределения нагрузки на напряжение одной «звезды» статора 2С1 — 2СЗ тягового генератора включены мотор-вентиляторы холодильной камеры 1МВ, ЗМВ и электродвигатель вентилятора охлаждения тяговых двигателей задней тележки 2МТ. На напряжение другой «звезды» статора 1С1 — 1СЗ включены мотор-вентИляторы 4MB, 2МВ и электродвигатели привода вентиляторов охлаждения тяговых электродвигателей передней тележки и выпрямительной установки 1МТ и БВУ соответственно (рис. 168).

Включение электродвигателей 1МТ—2МТ и ВВУ осуществляется непосредственно выключателями 1АТ, 2АТ и АВУ. Мотор-вентиляторы 1МВ—4МВ включаются трехфазными контакторами К1 — К4, управляют которыми с помощью автоматики холодильной камеры или вручную дистанционно с помощью тумблеров. Выключатели 1АВ — 4АВ в цепи мотор-вентиляторов выполняют только защиту от токов короткого замыкания и перегрузок.

Управление устройствами охлаждения воды и масла дизеля. Для поддержания заданных оптимальных температур воды и масла систем цхлаждения дизеля предусмотрены автоматическое и ручное дистан-оионное управление жалюзи и мотор-вентиляторами холодильной камеры. Температура регулируется изменением частоты вращения вентиляторов по позициям контроллера и количеством включенных мотор-вентиляторов 1МВ — 4МВ холодильной камеры при открытых жалюзи. Жалюзи открываются пневматическими приводами, воздух к которым подается при включении соответствующих вентилей ВП1 — ВП6 (см. рис. 163, г).

Система автоматического регулирования температуры холодильной камеры включается переводом тумблера ТХ «Управление холодильником'» в положение «Автоматическое» при включенном выключателе А6 У правление холодильником и замкнутых контактах реверсивного механизма контроллера В или Н (провода 2196, 2193). От тумблера ТХ по проводам 2204, 2205, 2206, 2235, 2233, 2232 и 2234 подается питание в цепь микропереключателей OB — 2В и ОМ — 2М терморегуляторов холодильной камеры.

При достижении определенных температур воды (75± 1,5° С, 79± ±1,5° С, 83±1,5°С) и масла (62±1,5° С, 67±1,5° С, 72±1,5°С), терморегуляторы OB — 2В или ОМ — 2М, установленные в системах ох-

 

 

 

 

 

Рис. 168. Схема включения возбудителя СВВ, тягоного генератора Г и контакторов ВВ и КВ в режиме холостого хода дизеля

 

 

 

 

лаждения воды и масла, срабатывают. Первым включается терморегулятор ОМ и подает питание от тумблера ТХ (провода 2204 — 2206, 2235, 2233, 2234) через контакты ОМ (провода 2339, 2350, 2343, 2327), диод Д13 (провода 2316, 2303, 2268, 2290) на катушку ВП6. Вентиль ВП6, включившись, приводит в действие привод и открывает боковые левые жалюзи.

Аналогично при включении терморегулятора ОВ включается вентиль ВП5, открывая правые боковые жалюзи.

При включении терморегулятора 1М (67±1,5 °С) подается питание на катушку контактора К4. Контактор К4 включает мотор-вентилятор 4АВ. Одновременно подается питание на вентиль ВП4, который управляет приводом верхних левых жалюзи мотор-вентилятора 4МВ. Таким же образом включаются остальные мотор-вентиляторы холодильной камеры и открываются их верхние жалюзи.

При переходе на ручное управление охлаждения холодильника необходимо выключить тумблер ТХ «Управление холодильником». При этом теряют питание микропереключатели и регулирование температуры воды и масла дизеля производится включением на пульте управления соответствующих тумблеров Tl, Т2 (по воде) и ТЗ, Т4 (по маслу).

Первым включается тумблер Т1. При этом через размыкающие контакты тумблера ТХ, контакты Т1, провода 2248, 2249, 2251, 2253, диоды Д5 и Д4 , провода 2349, 2364, 2369, 2275 подается питание на вентиль ВП5, управляющий приводом боковых правых жалюзи. По этой же цепи через диод Д5 подается питание на катушку контактора К1, который включает мотор-вентилятор 1МВ. Одновременно включается вентиль ВП1 и открываются верхние жалюзи мотор-вентилятора IMB. Аналогично при включении тумблера Т4 включается вентши> ВП6 и открываются боковые левые жалюзи, включается мотор-вентилятор 4МВ и открываются его верхние жалюзи.

Для выполнения последовательности действий на ручном управлении охлаждением холодильника питание на тумблер Т2 и в соответствующую цепь подается только после включения тумблера Т1, и на тумблер ТЗ — только после включения тумблера Т4.

Работая на ручном управлении охлаждения холодильника, необходимо строго контролировать температуру воды и масла по показаниям электротермометров на пульте управления.

Система осушки сжатого воздуха предназначена для защиты элементов пневмосистем тепловоза от попадания влаги, а также очистки воздуха от масла и адсорбентной пыли. При работе системы сжатый воздух из маслоотделителя направляется в левый или правый адсорбер, где производится его осушка. Из адсорбера осушенный воздух поступает в питательную магистраль. Адсорберы сообщаются с питательной магистралью поочередно с помощью электропневматических вентилей В01 — В02 и клапанов. В то время как один адсорбер сушит воздух, другой подвергается регенерации или продувке сухим нагретым воздухом для удаления влаги, задержанной при предыдущем процессе осушки. Система осушки работает только при работающих компрессоре и дизель-генераторе (начиная со 2-й позиции контроллера, когда получает питание реле РУ8 и его контакты (провода 2817, 2818
и 2826, 2827 замкнуты). Переключение режимов работы адсорберов осуществляется автоматически с помощью переключателя осушки воздуха ВО, установленного на правом воздухоочистителе дизеля и реле PI, Р2, РЗ (рис. 169).

При каждом пуске электродвигателя компрессора включается электропневматический вентиль ВВФ, в результате чего осуществляется проворот в масляной ванне колеса воздухоочистителя и смачивание маслом сеток воздушного фильтра. К ободу колеса воздухоочистителя приварен кулачок. Колесо воздухоочистителя, вращаясь, периодически (при каждом полном обороте) воздействует кулачком на ролик переключателя ВО, который осуществляет переключение реле PI, Р2, РЗ, а значит, и адсорбера. Таким образом цикл работы каждого из адсорберов равен периоду полного оборота колеса воздухоочистителя.

При кратковременном воздействии кулачка колеса воздухоочистителя на ВО, его контакт с проводами 2802, 2803 замкнется и включит реле Р1, которое станет на самопитание, переключит вентили В01 и В02 и подготовит цепь питания реле РЗ. При отходе кулачка от переключателя ВО контакт с проводами 2802, 2803 разомкнется, а контакт ВО с проводами 2832, 2807 замкнется. При этом получит питание реле РЗ, которое также станет на самопитание через контакты Р1 и РЗ. Одновременно контакт РЗ (размыкающий) исключит возможность подачи плюса на реле Р1 через замыкающий контакт ВО, а замыкающий контакт РЗ подготовит цепь питания реле Р2 через этот же контакт ВО.

При очередном воздействии кулачка на переключатель ВО, когда опять замкнется контакт ВО с проводами 2802, 2803, получит питание реле Р2, которое станет на самопитание через замыкающий контакт ВО и одновременно отключит реле Р1. Реле Р1 произведет переключение вентилей осушки BO1 — В02 и подготовит цепи для последующего переключения, т. е. отключит реле РЗ.
Когда колесо воздухоочистителя сделает еще один оборот и кулачок нажмет на ролик переключателя ВО, вновь включатся реле Р1 и РЗ и цикл включения адсорберов повторится.

Подача песка необходима для предотвращения боксования колесных пар. На тепловозе предусмотрена песочная система. Песок подается под первую и четвертую колесные пары (при движении вперед) и под третью и шестую (при движении назад).

Воздух к форсункам песочницы подается из питательной магистрали пневматической системы тепловоза при включении электропневматических клапанов КП (см. рис. 163, б). Для включения их и подачи песка под колесные пары необходимо нажать педаль песочницы ПН. При этом создается цепь питания катушек 1КП1, 2КП2 при движении «Вперед» или 1КП2, 2КП1 при движении «Назад» от выключателя А У «Управление общее» через контакты блокировочного устройства тормоза Б'У и реверсивного механизма контроллера В — О — Н.

Кроме того, предусмотрена подача песка только под первую колесную пару, как наиболее склонную к боксованию. Для этого в тяговом режиме тепловоза необходимо нажать кнопку КПП и питание подается от выключателя АУ через блокировку БУ на катушку вентиля-1КП1, подавая песок под первую колесную пару.

Тепловоз в депо вводят при остановленном дизеле, причем реверсор устанавливается в положение «Вперед» или «Назад» в соответствии с направлением движения. При подаче напряжения внешнего источника питания движение тепловоза происходит на двух последовательно включенных тяговых электродвигателях. Питание подается через штепсельный разъем РВД, подключенный к первому и второму тяговым электродвигателям (см. рис. 163, а).

 

 

 

Рис. 169. Схема осушки сжатого воздуха

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  ..