VIII.4. Цепи управления на тепловозе 2ТЭ116

  Главная      Учебники - Тепловозы     Тепловоз 2ТЭ116 (издание второе) (С. П Филонов) - 1985 год

 поиск по сайту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  ..

 

 

 

VIII.4. Цепи управления на тепловозе 2ТЭ116

 


Пуск дизеля осуществляется с помощью стартер-генератора СГ, работающего во время пуска в режиме двигателя последовательного возбуждения с питанием от аккумуляторной батареи АБ.

Для подготовки цепей автоматического пуска дизеля необходимо включить на левой аппаратной камере разъединитель аккумуляторной батареи ВБ. а на правой аппаратной камере - автоматические выключатели А / Возбудитель, А2 Топливный насос, АЗ Дизель, А6 Управление холодильником (для контроля температуры воды и масла по показаниям приборов), а на пульте управления автоматический выключатель А У Управление общее При этом получит питание контактор нагрузки КН по цепи: плюс аккумуляторной батареи, провод 950, разъединитель аккумуляторной батареи ВБ, провода 952, 958, 969, шунт зарядки батареи ШЗБ, провода 2655, 2656, катушка контактора КН и далее на минус по проводу 2657 на зажим 22 18. При этом электрическая схема и автоматические выключатели получают питание от аккумуляторной батареи следующим образом (см. рис 163, в) Плюсовые цени: плюс аккумуляторной батареи, провода 950, 954, диод ДЗО. провод 956, замыкающий контакт КН, провода

 

2654, 1232 на сборный плюсовый зажим 2411 И к автоматическим вы» ключатедям: А1 Возбудитель, А2 Ттлитый насос, А4 Управление возбуждением, А5 Компрессор, А6 Управление холодильником, А7 Пожарная сигнализация, А8 Прожектор, А9 Бытовые приборы, АН Вентилятор кузова, АК Калорифер, А У Управление общее. Автоматические выключателе АЗ Дизель, А10 Радиостанция, А13 Локомотивная сигыалиацця и А14 Освещение получают питание по другим цепям, что вызвано спецификой цепей, питаемых и контролируемых этими рыкдючателями.

Включение автоматического выключателя АЗ через предохранителе маелопрокачиэающего насоса ПР5 (плавкая вставка 125,А), исключает пуск дизеля при неисправном предохранителе ПР5.

Питание цепей управления но минусу осуществляется через сборные минусовые разъемы (ШР), 1М, 2М, ЗМ, на которые минус подается от сборного минусового зажима 26/1, который в свою очередь соединен с минусом аккумуляторной батареи через разъединитель ВБ и минусом стартер-генератора СГ с проводом 955.

ТрК и напряжение контролируются но показаниям приборов: амперметру зарядки аккумуляторной батареи ДЗ и вольтметру с кнопками проверки заземления в плюсовых и минусовых цепях управления и в аккумуляторной батарее, который одновременно контролирует напряжение источника питания цепей управления (аккумуляторной батареи и стартер-генератора).

Далее, при поднятом валоповрротном механизме дизеля, т. е. при замкнутой «LU05» блокировке автоматический пуск дизеля осуществляется следующим образом: на кране машиниста нужно вставить и повернуть вниз до упора рукоятку блокировки кращ машиниста БУ (уел. № 367), на пульте управления включить автоматический выключатель АУ, вставить рукоятку реверсиЕНого механизма контроллера машиниста и установить ее в одно из рабочих положений «Вперед» или «Назад», а затем включить тумблер ТН I «Топливный насос 1» (см. рис 165, в). При этом от автоматического выключателя АЗ Дизель получает питание катушки контактора топ л и вопод ка ч и вающего насоса КТН и контактора замещения КТН — КРН2 по следующей цепи: щуре от выключателя АЗ по проводам 1123 и 1745 через замкнутый контакт реле РУЗ, по проводу 1744 на катушку КРН2, а на катушку КТН по проводам 1749, 1724 через размыкающий контакт КРН и по проводам 1720 и 1710 и далее через тумблер ТН1 по проводам 1743, 1741, 1740, 1739 на минус ШР Ш-7. Контактор КТН включается и подает плюс к электродвигателю топливоподкачивающего насоса ТН от выключателя А2, по проводу 1118, через замыкающий главный контакт КТН, провод 1217, электродвигатель ТН, минус от ШР 2М-12, 21 по проводам 1275 и 1216. Топливоподкачивающий насос осуществляет прокачку топлива в системе дизеля.

Последующие операции пуска дизеля осуществляются автоматически, для этою достаточно кратковременно нажать кнопку ПД1 Пуск дизеля 1. После этого от автоматического выключателя А У подается питание на контактор маслопрокачииающего насоса КМН и блок пуска дизеля БПД последующей цепи: плюс от Л У по проводам 1684,1685,

 

через замкнутую блокировку крана машиниста БУ, по проводам 1686, 1687 через замкнутый контакт реверсивного механизма контроллера машиниста В — О — Н, по проводу 1696 через замкнутый на нулевой позиции контакт 4 контроллера машиниста, по проводу 1699, через замкнутый контакт кнопки ПД1 по проводам 1702,1703,1704 через уравнительный резистор СУ, по проводу 1706, через замкнутые размыкающие контакты реле РУ9 и РУ23, по проводам 1748, 1707 через замкнутый размыкающий контакт с выдержкой времени на размыкание блока пуска дизеля БПД (6—8), по проводам 1708, 1229, 1228, 1227 через замкнутый контакт тумблера ОМН Отключатель маспяного насоса, по проводам 1220,1221,1222 и на катушку контактора КМН. По параллельной цепи от провода 1748 через замкнутый замыкающий контакт КРН2 по проводам 1747,1750,1717 получает питание блок пуска дизеля БПД. Минус от штепсельного разъема ШР 2М-9 по проводам 1719, 1711 подается на катушку контактора КМН и по проводам 1719, 1718 на БПД (см. рис. 163).

Контактор КМН включается и собирает схему замещения питания цепей автоматического пуска днзеля. При этом от выключателя АЗ питание на КМН и БПД подается по следующей цепи: плюс от АЗ по проводу 1148 через замкнутый замыкающий главный контакт КРН2, по проводам 1152, 1170 через замкнутые размыкающие контакты реле РУ8 и РУ23, по проводу 1746 через замкнутый замыкающий контакт КМН, по проводу 1747 через замкнутый замыкающий контакт КРН2, по проводу 1707 через замкнутый замыкающий с выдержкой времени на размыкание контакт блока пуска дизеля БПД, по проводам 1708, 1229, 1228, 1227 через замкнутый контакт тумблера ОМН, по проводам 1220, 1221, 1222 на катушку КМН. На БПД питание подается от выключателя АЗ по уже описанной цепи через замкнутый контакт КМН и далее по проводам 1750,1717 Минус на КМН и БПД подается по ранее описанной цепи от ШР 2М-9.

Контактор КМН замыкает свои главные замыкающие контакты в цепи электродвигателя маслопрокачивающего насоса и электродвигатель МН получает питание от аккумуляторной батареи по цепи: плюс аккумуляторной батареи, по проводу 950 через замкнутые контакты ВБ по проводам 952, 958, 969 через шунт ШЗБ, по проводу 971 через резистор СЗБ, по проводу 979 через предохранитель ПР5, по проводу 980 через замкнутые главные контакты КМН, по проводу 965 подается на электродвигатель МН и далее на минус к сборному минусовому зажиму 26/1. Маслопрокачивающий насос начинает прокачку масла в системе дизеля. Одновременно замыкается замыкающий контакт КМН в цепи питания блок-магнита МР6 объединеннрго регулятора дизеля (см. рис. 163, в).

С момента получения питания блоком БПД начинается отсчет времени на прокачку масляной системы дизеля перед пуском (выдержка времени равна 60 с). По истечении первой выдержки времени (7'=60 с) замыкаются контакты (4—5,9) БПД в цепи питания катушки пускового контактора Д1. Питание контактора Д1 осуществляется от выключателя АЗ по цепи: плюс от АЗ по проводу 1148 через замкнутый замыкающий контакт КРН2, по проводам 1152, 1170 через размыкающие кон-такты реле РУ8 и РУ23, по проводу 1746 через замкнутый замыкающий контакт КМН, по проводу 1747 через замкнутый замыкающий контакт КРН2, по проводу 1748 через замкнутые размыкающие контакты реле РУ23 и РУ9, по проводам 1706, 1127 через замкнутые замыкающие с выдержкой времени на замыкание контакты БПД (4 — 5,9), по проводам 1087—1128, 1009, 1008 на катушку пускового контактора Д1 (см. рис. 163, в).

Контактор Д1 включает аккумуляторные батареи обеих секций в параллель, тем самым увеличивая их общую емкость в период пуска дизеля.

Кроме того, контактор Д1 своим размыкающим контактом Д1 (провода 1085,1143) исключает включение контактора регулятора напряжения КРН, а значит, и независимой обмотки HI — Н2 стартер-генератора С Г до разъединения аккумуляторных батарей.

С целью обеспечения включения стартер-генератора СГ после включения аккумуляторных батарей обеих секций в параллель главным контактом контактора Д1 схемой предусмотрено включение контактора Д2 после включения контактора Д1 замыкающим контактом Д1 (провода 390, 1798). Для более четкого срабатывания контактора Д2 к его катушке подводится напряжение аккумуляторной батареи (номинальное напряжение катушки Д2 равно 48 В) через размыкающий контакт Д2 между проводами 1145 и 1141. После включения контактора Д2 рабочее напряжение на его катушку подводится через гасящий резистор СДЗ, включенный параллельно контакту Д2, через который первоначально включился контактор Д2.

Контактор Д2 получает питание по уже описанной цепи для контактора Д/ до размыкающего контакта реле РУ23, далее цепь разветвляется: через размыкающий контакт реле РУ23, ШР 26-21 по проводам 1705, 460, 390 через размыкающий контакт Д1, по проводам 1705, 460, 390 через замыкающий контакт Д1, по прводам 1798, 1799, 1130, 1131 через замкнутый контакт блокировки валоповоротного механизма дизеля «105», по проводам 1132, 1134,1144, 1145, 1135, через резистор СДЗ, по проводам 1137, 1141 и на катушку Д2. Минус на катушки контакторов Д1 и Д2 подается от ШР 2М-3 по проводам 1157, 1147, 1146, 1138 (см. рис. 163, в).

Параллельно катушке контактора Д2 включен электропневматический вентиль ускорителя пуска ВП7, который получает питание одновременно с контактором Д2 от зажима Д18. Вентиль ВП7 открывает доступ сжатого воздуха к поршню ускорителя пуска дизеля. Перемещение поршня обеспечивает нагнетание масла в аккумулятор регулятора частоты вращения дизеля. При этом шток сервомотора регулятора, перепускной клапан которого перекрыт включенным ранее блок-магнитом МР6, перемещает рейки топливных насосов в положение наибольшей подачи топлива, ускоряя пуск дизеля.

Контактор Д2 своим главным контактом (провода 958, 961) подключает стартер-генератор СГ к аккумуляторной батарее, который с этого момента начинает работать в режиме электродвигателя последовательного возбуждения и обеспечивает прокрутку коленчатого вала дизеля.

Размыкающий контакт Д2 (провода 1357, 1085) исключает возмож-

ность включения контактора регулятора напряжения КРН до отключения последовательной обмотки С1—С2 стартер-генератора СГ.

Одновременно через замыкающий контакт Д2 (провода /041, 374) подается минус на обмотку возбуждения U2 — VI возбудителя СВ по следующей цепи: минус от ШР 2М— 13, 14 по проводам 640, 1043 и 374 через замыкающий контакт Д2 по проводу 1041 через резистор пуска дизеля СИД, по проводам 1049, 536, 539 через шунт HJ5 до проводам 352, 371 на зажим U2 возбудителя СВ (см, рис. 163, а).

Плюс на зажим VII возбудителя СВ подается от выключателя А1 по проводам 535 и 372. В режиме прокрутки коленчатого вала дизеля стартер-генератором начинается прокрутка и якоря синхронного возбудителя, который связан с дизелем через редуктор (69 группа). При этом с вторичной обмотки С/—С2 возбудителя СВ переменное напряжение подается на гнезда 15 (провода 366, 360» 377, 1040) и 12 (провода 376, 1051) штепсельного разъема БПД.

При отсутствии стоповых режимов коленчатый вал дизеля достигает частоты примерно 20 об/мин за время менее 3 с, при атом на выходе синхронного возбудителя народится напряжение около 1,8—2 В, что для блока пуска дизеля является сигналом об отсутствии стопового режима. В случае отсутствия сигнала (1,8—2) В БПД отключает пусковой контактор Д1 и пуск дизеля прекращается.

При нормальном пусковом процессе и начале самостоятельной работы дизеля частота вращения вала резко увеличивается. При этом масляный насос дизеля повышает давление масла в системе, и ори достижении его 0,06—-0,08 МПа (0,6—0,8 кгс/см2) срабатывает реле РДМ4. Его контакты иодают плюс на катушки пусковых реле РУ9 и РУ10 по цеци: выключатель, Л 3, провод 1148, замкнутый замыкающий главный контакт КРН2, провода 1156, 1153, 1166, замкнутый замыкающий контакт РДМ4, провода 1167, 116&, 1169 на катушки реле РУ9 и РУ 10 (см. рис. 163, в).

В момент достижения частоты вращения вала дизеля 250 - 280 об/мин (за время менее 12 с) переменное напряжение, поступающее с возбудителя fV(,B = 30—34 В] на блок БПД, становится достаточным для открытия тиристора в цепи питания катушек реле РУ9 и РУ W по минусу. Тиристор открывается и подключает катушки РУ9 и РУ 10 к минусу ШР 2М-9. Реле РУ9 и РУ 10 включаются, что свидетельствует о нормальном пусковом процессе.

Если проворот вала происходит не нормально и не произошло воспламенение горючей смеси в цилиндрах дизеля (попадание воды в топливо, заклинивание плунжерных пар, разрегулировка объединенного регулятора, выбит предельный выключатель, слабая аккумуляторная батарея и др.), переменное напряжение на выходе сш*хро№н<*-го возбудителя не достигает величины, необходимой для. открытия’ тиристора в минусовой цепи реле РУ9 и Р10, и блок пуска дизеля разбирает пусковые цепи через 12 с с момента начала проворота коленчатого вала дизеля стартер-генератором, пусковой процесс прекращается.

Реле РУ9 и РУ 10 служат для автоматического прекращения пускового процесса и перевода дизель-генератора в режим холостого хода. Реле РУ9 после включения:
замыкающим контактом РУ9 собирает минусовую цепь питания реле РУ9 и РУ10 независимо от тиристора БПД',

замыкающим контактом РУ9 (провода 1667) собирает цепь питания электропневматического вентиля отключения ряда топливных насосов (по четыре с каждой стороны дизеля) ВТН на нулевой и 1-й позициях;

замыкающим контактом РУ9 (провода 1745, 1163) собирает цепь питания реле РУ23;

замыкающим контактом РУ9 (провода 1170, 1159) собирает цепь замещения питания блок-магнита МР6 после отключения контактора КМН\

размыкающим контактом РУ9 (провода 1748, 1706) разбирает цепь питания пускового контактора Д1, т. е. прекращает пусковой процесс Реле РУ10 после включения:

замыкающим контактом РУ10 (провода 1170, 1171) подготавливает цепь для включения контактора регулятора напряжения КРН после отключения пусковых контакторов Д1 и Д2, а также БПД;

замыкающим контактом РУ10 между проводами 1404 и 1602 подготавливает цепь питания сигнальной лампы ЛДМ «Давление масла»;

замыкающим контактом РУ10 (провода 1308, 1766) подготавливает цепь питания сигнальной лампы ЛН1 «Сброс нагрузки /»;

замыкающим контактом РУ10 между проводами 1267 и 1266 подключает часть резисторов блока БС к указателю повреждений УП При этом осуществляется контроль цепей возбуждения при холостом ходе дизеля;

размыкающим контактом РУ10 (провода 1263, 1266) отключает часть резисторов блока БС от указателя повреждений У/7, осуществляющих контроль цепей пуска дизеля

Как уже было сказано выше, реле РУ9 включило реле РУ23, при этом реле РУ23:

замыкающим контактом РУ23 (провода 1223, 1226) подготавливает цепь питания контактора КМН, обеспечивающего автоматическую про качку масла в системе дизеля после его остановки,

замыкающим контактом РУ23 (провода 1223, 1746) подготавливает цепь питания БПД после включения контактора КМН Блок БПД обеспечивает временную выдержку 60 с на автоматическую прокачк\ масла в системе дизеля после его остановки,

замыкающим контактом РУ23 (провода 1745. 1163} собирает цепь замещения питания катушки реле РУ23 от выключателя АЗ при отключении реле РУ9,

размыкающим контактом Р23 (з к. РУ23, р к. РУ8) отключает БПД и катушку контактора КМН, а также исключает возможность питания цепей управления песком дизеля в период автоматической прокачки масла в системе дизеля после его остановки;

размыкающим контактом РУ23 (провода 1748, 1706) исключает возможность включения пускового контактора Д/ в период автоматической прокачки масла в системе дизеля после его остановки;

размыкающим контактом РУ23 (провода 1748, 1705) исключает возможность включения пускового контактора Д2 в период автоматической прокачки масла в системе дизеля после его остановки.

Контактор Д1, отключаясь, производит следующие переключения: главным контактом Д1 (провода 952, 83) размыкает плюсовую цепь параллельно соединенных батарей обеих секций;

замыкающим контактом Д1 (провода 390, 1798) отключает контактор Д2\

размыкающим контактом Д1 (провода 1085, 1143) подготавливает цепь питания контактора регулятора напряжения КРН по минусу. Контактор Д2, отключаясь, производит следующие переключения: главным контактом Д2 (провода 958, 961) отключает обмотку последовательного возбуждения Cl — С2 стартер-генератора от аккумуляторной батареи;

замыкающим контактом Д2 (провода 1041, 374) отключает обмотку возбуждения возбудителя СВ от минуса;

размыкающим контактом Д2 (провода 1357, 1085) включает контактор КРН по минусу.

Контактор КМН, отключившись, размыкает свои главные контакты (провода 980, 965) в цепи электродвигателя маслопрокачивающего насоса МН и тем самым отключает его, а также разбирает цепь замещения питания БПД отвыключателя АЗ. Кроме того, контактор КМН разрывает свой контакт КМН (провода 1152, 1162) в цепи питания тягового электромагнита МР6, что делает возможным его питание только при включенном реле РУ9 через его контакт (провода 1170, 1159).

Блок пуска дизеля, отключившись, замыкает свой размыкающий с выдержкой времени на размыкание контакт БПД (13—14) между проводами 1292 и 1293 в цепи контактора КРН и включает его.

Контактор КРН подает питание на независимую обмотку'возбуждения HI — Н2 стартер-генератора по цепи: плюс от выключателя АЗ по проводу 1148 через замыкающий контакт КРН2, по проводам 1156, 949, 948 через размыкающий, контакт РЗН, по проводу 1208 через замыкающий контакт КРН по проводам 1003 и 1001 на зажим HI независимой обмотки СГ; минус на независимую обмотку подается через регулятор напряжения PH от минусового разъема IIIР ЗМ-6 (см рис. 163, в).

Кроме того, размыкающий контакт КРН (провода 1724, 1720) отключает контактор КТН, а значит, и топливоподкачивающую помпу ТН. При дальнейшей работе дизеля необходимое давление топлива поддерживается механическим топливным насосом, встроенным в дизель.

Стартер-генератор переходит в генераторный режим и совместно с регулятором напряжения обеспечивает питание цепей управления и подзарядку аккумуляторной батареи напряжением 110+3 В. Питание цепей управления при этом осуществляется через диод Д31, а подзарядка аккумуляторной батареи через диод ДЗБ.

На этом процесс пуска дизеля заканчивается.

В процессе работы дизеля давление масла в его системе должно поддерживаться не ниже 0,12- 0,14 МПа (1,2—1,4 кгс/см2). В против ном случае, реле давления масла РДМ1 замыкает свой контакт в цепи сигнальной лампы Л ДМ Давление масла над пультом управления (панель сигнализации).

Для остановки дизеля необходимо перевести штурвал контроллера машиниста на нулевую позицию и отключить тумблер ТН1 Топливный насос 1. При этом обесточивается катушка контактора КРН2 и он отключается. Контактор КРН2 разорвет свой замыкающий контакт КРН2 (провода 1148, 1152, 1156), при этом отключается реле управления РУ9 и РУ10, контактор КРН, блок-магнит МР6, регулятор напряжения PH и независимая обмотка стартер-генератора СГ. Одновременно замыкается размыкающий контакт КРН2 (провода 1151, 1223, 1807). Катушка реле РУ23 все это время будет получать питание независимо от реле РУ9 через свой замыкающий контакт РУ23 (провода 1745, 1163).

В результате этих переключений через размыкающий контакт КРН2 (провода 1151, 1223) и замыкающий контакт РУ23 (провода 1223, 1226) получит питание катушка контактора КМН. Контактор КМН включится и замкнет свои силовые контакты (провода 980, 983 и 965, 983) в цепи электродвигателя МН. Начнется прокачка масла в системе дизеля. Одновременно замкнется замыкающий контакт КМН (провода 1746, 1750) в цепи питания БПД. Блок БПД начнет работать точно так же, как и при пуске дизеля, т. е. начнется отсчет времени 60 с на прокачку масла в системе дизеля.

По истечении 60 с размыкаются контакты 7—10 блока БПД в цепи катушки реле РУ23. Реле РУ23 отключает блок пуска дизеля БПД и контактор КМН. Контактор КМН в свою очередь отключает электродвигатель маслопрокачивающего насоса и процесс прокачки масла в системе дизеля заканчивается. Схема приходит в исходное перед пуском дизеля состояние.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

содержание   ..   180  181  182  183  184  185  186  187  188  189  ..