разборные и разъемные, как например-контактные соединения, применяют на
тепловозе в виде колодок выводов СК-2В и штепсельных разъемов (ШР)
различных типов. Колодки выводов представляют собой набор изоляционных
контактных зажимов, собранных на одной стяжной шпильке, боковых
изоляционных стенок и металлических лапок с отверстиями для крепления.
Колодки типа СК-2В имеют 10 контактных зажимов, рассчитаны на
номинальный ток до 20 А и номинальное напряжение 110 В и отличаются от
ранее выпускающихся колодок СК-2, СК-2А, СК-2Б тем, что выполнены из
цельнопрессованной панели из термореактивной пластмассы,, обеспечивающей
повышенную прочность панели, стабильность присоединительных и
установочных размеров, ремонтопригодность и простоту обслуживания в
эксплуатации.
Штепсельные разъемы состоят из двух частей: колодки, имеющей фланец,
необходимый для крепления разъема на агрегатах, приборах, блоках, и
вставки, снабженной накидной гайкой, необходимой для соединения кабеля
или проводов с колодкой. Буквенные и цифровые-обозначения в типе
разъема, например, СШР48П26ЭШЗ означают следующее: СШР — специальный
штепсельный разъем; 48 — посадочный диаметр корпуса; П — прямой корпус;
26 — общее число контактных пар; Э — экранированный присоединяемый
кабель (Н — неэкрани-рованный); Ш — в колодке расположены штыри (Г —
гнезда); 3 — условное обозначение сочетания контактных пар по каталогу.
Штепсельные розетки РЗ-8Б служат для включения двухполюсных штепселей
переносных ламп и электронагревательных приборов.
Конечные выключатели нажимные и рычажные ВПК-2110 и ВК-200Б служат для
электрического блокирования отключенного положения валоповоротного
механизма дизеля и открытых дверей аппаратных камер (БД2—БД9). Они
переключают контакты при нажатии на их шток или рычаг с установленным на
его конце роликом. В остальном выполнены одинаково.
Возвращаются контакты в исходное положение пружиной.
Тумблеры, переключатели и кнопки различных типов применяют на тепловозе
в качестве коммутационных электрических аппаратов ручного действия. Их
устройство аналогично ранее применяемым на других тепловозах.
Полупроводниковые устройства служат для автоматизации процессов
управления электропередачей, пуска дизель-генератора и
компрессора, стабилизации напряжения
стартер-генератора и преобразования переменного тока в выпрямленный.
Выпрямительная установка (ВУ) УВКТ-5 на силовых диодах BJ1-200
(полупроводниковых, кремниевых, лавинных) предназначена для питания
выпрямленным током тяговых электродвигателей и состоит из одного шкафа с
вентилями (диодами).
Электрическая схема ВУ (рис. 151) представляет собой два параллельно
соединенных трехфазных моста, питаемых от синхронного генератора,
статорные обмотки которого сдвинуты на 30° относительно друг друга.
Каждый мост состоит из шести плеч (по два на каждую фазу), каждое плечо
состоит из десяти параллельно соединенных ветвей, в каждой ветви по два
последовательно соединенных вентиля.
Конструкция ВУ допускает двустороннее обслуживание. На каждой стороне ВУ
размещен один трехфазный мост. Вентили собраны в отдельные блоки с
охладителями по 8 шт. в каждом. На каждой стороне расположено по 15
блоков. Все блоки съемные, что обеспечивает доступ для очистки
воздушного канала и смены охладителей. Вентили охлаждаются воздухом от
вентилятора с электроприводом, установленным над ВУ. Двери ВУ имеют
блокировочные контакты (конечные выключатели), которые отключают ВУ при
открытии дверей. ВУ имеет снизу и сверху фланцы для присоединения к
системе охлаждающего воздуха. Выводные и вводные кабели соединяют с
шинами через открытое дно ВУ.
Рис. 151. Принципиальная электрическая схема
выпрямительной установки УВКТ-5