Измерительные приборы на тепловозе необходимы для
измерения тока, напряжения, сопротивления изоляции, т. е. для контроля
работы тепловоза.
Амперметры М4200 магнитоэлектрической системы включены в силовую цепь
контроля за нагрузкой тягового генератора, а также в цепь аккумуляторной
батареи для измерения зарядного и разрядного тока. Так как амперметры не
рассчитаны на протекание большого тока по виткам их подвижной рамки, то
их присоединяют калиброванными, т. е. проводами, имеющими строго
установленное сопротивление, к шунтам, установленным в силовые цепи.
Амперметр в силовой цепи имеет шкалу от 0 до 6000 А, амперметр в цепи
аккумуляторной батареи от 150 до 0 —150 А.
Вольтметр М4200, измеряющий напряжение тягового генератора, имеет шкалу
на 1000 В. Он включен через добавочный резистор Р-103. Для измерения
напряжения и сопротивления изоляции низковольтных цепей постоянного тока
применен вольтметр магнитоэлектрической системы М151. Шкала вольтметра
на 125 В. Вольтметр М151 укомплектован двумя кнопками, позволяющими при
измерении сопротивления изоляции производить контроль как в плюсовой,
так и в минусовой цепях тепловоза путем изменения подключения
вольтметра. При нажатии кнопки «+» или «—» определяется замыкание на
корпус в плюсовой или минусовой цепи постоянного тока. Правила
определения сопротивления изоляции изложены на табличке кнопочного
переключателя.
Электрические термометры сопротивления ТП-2 предназначены для
дистанционного измерения температуры воды и масла дизеля. В комплект
прибора ТП-2 входят указатель (измеритель) ТУЭ-8А и датчик (приемник)
ПП-2. Указатель устанавливают на пульте машиниста,
а датчик — в трубопровод соответствующей системы
охлаждения дизеля.
Принцип действия электрического термометра основан на том, что при
изменении температуры измеряемой среды изменяется сопротивление
теплочувствительного элемента датчика, включенного в одно из плеч моста
(I или II) (рис. 147). В результате этого изменяется отношение токов в
рамках магнитоэлектрического логометра и стрелка прибора занимает
положение, соответствующее измеряемой температуре.
Резисторы и предохранители установлены в цепях регулирования и
управления тепловозом. Применяются три типа резисторов: проволочные СР,
проволочные эмалированные ПЭ и ленточные ЛС.