Глава VII ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ МАШИНЫ, АППАРАТЫ И
УСТРОЙСТВА ТЕПЛОВОЗА 2ТЭ116
VII.1. Расположение электрического оборудования на тепловозе 2ТЭ116
Размещение основного электрооборудования на тепловозе 2ТЭ116 показано
схематично на рис. 106. Главная рама и кузов тепловоза опираются на две
трехосные тележки, на которых установлены тяговые электродвигатели 21,
имеющие опорно-осевую подвеску, и валы их якорей связаны шестернями с
осями колесных пар. В нишах под рамой по обеим сторонам тепловоза
расположены аккумуляторные отсеки 20. В них установлена аккумуляторная
батарея 48ТН-450, осмотр и демонтаж которой производятся снаружи
тепловоза. Внутри кузова тепловоза находятся дизель-генератор 1А-9ДГ,
основное и вспомогательное электрооборудование. Дизель-генератор состоит
из дизеля 33 и тягового генератора 43, установленных в центральной части
дизельного помещения на общей поддизельной раме. Якорь синхронного
генератора приводится во вращение непосредственно от коленчатого вала
дизеля через муфту пластинчатого типа. На специальных лапах станины
генератора установлены и закреплены возбудитель 30 и стартер-генератор
42. Якори их также приводятся во вращение коленчатым валом дизеля
посредством привода распределительного вала дизеля и валопроводов. Над
дизель-генератором на крыше кузова установлен вентилятор 10 с
электродвигателем для вентиляции дизельного помещения.
В передней части дизельного помещения находится шкаф 44 силовой
выпрямительной установки тягового генератора, шкаф 9 управляемого
выпрямительного моста возбуждения, куда встроены диод зарядки батареи,
электродвигатели вентиляторов охлаждения выпрямительного шкафа 8 и
тяговых электродвигателей передней тележки 7. Сбоку выпрямительной
установки укреплен шкаф автоматических выключателей 45 холодильной
камеры и электродвигателей ВВУ, 1МТ, 2МТ.
Управление тепловозом осуществляется с пульта 23 в кабине машиниста. На
нем размещены необходимая командоаппаратура (тумблеры, кнопки,
автоматические выключатели и т.п.), измерительные приборы, аппаратура
защиты и сигнализации (рис. 107). Тепловоз
приводится в движение и управляется с помощью
штурвала контроллера. Направление движения тепловоза изменяется
рукояткой реверсивного механизма контроллера. Для экстренной остановки
поезда и дизель-генератора в аварийной ситуации предусмотрена кнопка
аварийной остановки поезда.
В кабине машиниста находятся также блоки управления радиостанцией и
системы локомотивной сигнализации AЛCH.