(рис. 105) с передаточным числом 1 : 1 передает вращение от
телескопического вала к карданному через пару конических прямозубых
колес 5 с межосевым углом 135°, модулем 5 мм по наибольшему диаметру и
числом зубьев 17. Конические зубчатые колеса выполняют неразъемными
совместно с валами и устанавливают в корпус 9 редуктора через
подшипниковые стаканы 8, в которых каждое зубчатое колесо, т.е. его вал,
вращается на двух шарикоподшипниках 10, установленных на валу по
напряженной посадке через дистанционную втулку 13 и закрепленных в
осевом направлении втулкой 6, насаженной на вал с натягом 0,01—0,032 мм
до упора во внутреннее кольцо наружного подшипника. Подшипниковые
стаканы закрываются крышками 1 и 7. В крышках имеются уплотнительные
кольца 2, пропитанные осевым маслом. В верхней крышке предусмотрена
кольцевая канавка, в которую заходит отогнутый край защитной шайбы,
предохраняющей уплотнительное кольцо от засорения.
Вилки 3 на хвостовики валов зубчатых колес насаживают в горячем
состоянии: верхнюю —до упора в защитную шайбу, а нижнюю—во втулку 6 и
дополнительно их крепят на валах штифтом 4. Отверстия под штифт сверлят
и разворачивают в сборе и после постановки штифта кромки отверстий
раскернивают с обеих сторон в двух местах.
Положение подшипников в осевом направлении регулируют установкой
прокладок 14 между фланцами стаканов и крышек; при этом должен быть
обеспечен зазор между упором крышки и торцом наружной обоймы наружного
подшипника до 0,038 мм. Регулировка зубчатого зацепления производится
установкой прокладок под фланцы подшипниковых стаканов. С этой целью на
фланцах подшипниковых стаканов предусмотрены по два резьбовых отверстия
Мб для удобства извлечения стаканов в сборе с зубчатыми колесами из
корпуса редуктора.
Для осмотра зацепления зубчатых колес, определения бокового зазора и
смазки в корпусе имеется люк, закрытый крышкой 11, установленной на
прокладке 12 и закрепленной тремя болтами, а также два резьбовых
отверстия, закрытых пробками, через которые добавляется смазка в
подшипниковые узлы при плановых видах ремонта. Полости редуктора
заполняют смазкой ЖРО в количестве 0,25 кг.
С целью упрощения конструкции и повышения
надежности рассмотренного механического привода скоростемера ведутся
работы по созданию и применению на тепловозах электронных скоростемеров
с электрической передачей от датчика скоростемера, установленного вместо
червячного редуктора на крышке буксы и также приводимого от оси колесной
пары.