Для поворота колеса воздухоочистителя используется
пневматический привод
(рис. 70), состоящий из корпуса 2, закрытого с двух сторон крышками 1 и
3, и поршня. Крышка 3 имеет направляющую для штока поршня. Поршень
собран из диска 10, нажимной втулки 12, резиновой манжеты 11,
закрепленных на штоке 8 гайкой 13. На конце штока укреплен упор 6,
прижимаемый пружиной 7 к зубчатой лейте колеса. Положение штока от
поворота вокруг своей оси фиксируется винтом 4. Воздух к приводу
подводится со стороны крышки 1 от воздухопровода управления и
обслуживания при включении тормозного компрессора и одновременным
включением электропневматического вентиля управления воздухоочистителем.
При этом цилиндр привода разобщается с атмосферой электропневматическим
вентилем, сжатый воздух поступает в цилиндр и перемещает поршень, упор
которого, упираясь в зубья колеса воздухоочистителя, поворачивает колесо
на 70—80 мм по окружности. При отключении тормозного компрессора
отключается и электропневматический вентиль управления
воздухоочистителем, воздух из цилиндра привода через
электропневматический вентиль уходит в атмосферу, пружина 9 возвращает
поршень в исходное положение. При холостом ходе поршня колесо
удерживается от проворачивания в обратном направлении упором, прижатым
пружиной к
зубчатому венцу колеса. При проворачивании колеса
загрязненные кассеты сеток погружаются в масляную ванну, промываются в
ней (покрываются свежей масляной пленкой) и поднимаются вверх.
Воздух к турбокомпрессору дизеля проходит через жалюзи
воздухоочистителей в проеме стенки кузова, попадает на подвижные
сетчатые кассеты, очищается от пыли и далее — через неподвижные кассеты,
где воздух дополнительно очищается от пыли и частиц масла, захваченных
воздухом с подвижных кассет. При заборе воздуха из машинного отделения
воздух очищается только в неподвижных кассетах. Переход на забор воздуха
из машинного помещения и обратно на забор воздуха снаружи тепловоза
осуществляется изнутри тепловоза ручным приводом жалюзи, сблокированными
вилками.
В эксплуатации необходимо следить за уровнем масла в корпусе
воздухоочистителя. Повышение уровня происходит в результате попадания
атмосферных осадков в воздухоочиститель и вызывает повышенный унос
масла. К повышенному уносу масла приводит также увеличение частоты
вращения колеса с кассетами более 2 об/ч.
Загрязнение кассет воздухоочистителя дизеля приводит к увеличению
аэродинамического сопротивления, что вызывает уменьшение наддува дизеля,
ухудшение процесса сгорания топлива в цилиндрах и как следствие,
снижение мощности дизель-генератора.