Шум выпуска газов из дизеля имеет низкочастотный характер. Наиболее
вредной составляющей шума выпуска газов является шум с частотами,
близкими к частоте 100 Гц и с уровнем шума до 129 дБ.
Для эффективного снижения шума выпуска газов дизеля на тепловозе
установлен глушитель, представляющий собой сварную конструкцию из
жаропрочной листовой стали и состоящую из корпуса, перепускного канала,
закрепленного в перегородке, разделяющей корпус на впускную и выпускную
расширительные камеры, выпускного и впускного патрубков. Перепускной
канал и выпускной патрубок выполнены диффузорными.
Снижение шума происходит в расширительных камерах, в диффузорах
перепускных каналов и выпускного патрубка, на косом срезе выпускного
патрубка и в диффузоре инжектора из-за эффекта поглощения звука при
расширении газового потока, интерференции звуковых волн, разделения ядра
струи исходного газового потока на элементарные струи с последующим
смешением их, прохождения звуковых волн через звукопоглощающие
материалы. Примененный глушитель снижает шум на 10—20 дБ в широком
диапазоне частот и при этом увеличивает сопротивление на выпуске газов
не более 2940 Па (300 мм вод.ст).
Глушитель своими кронштейнами 1 и 5 (рис. 68) кренится к полосам,
установленным на кронштейнах крыши. Соосность фланцев входного
патрубка глушителя и выходного фланца
турбокомпрессора обеспечивается перемещением глушителя в пазах
кронштейнов и применением прокладок между полосой и опорной поверхностью
кронштейна глушителя, при этом допускается толщина набора прокладок 0—42
мм. Соосность фланцев <онтролируется замером размеров К, Я, С. Приварка
листа 3 и обечайки 2 производится по месту с равномерным зазором по
всему периметру обечайки. Разъем обечайки с корпусом глушителя
уплотняется набивкой из асбестового шнура. После окончательной установки
компенсатора болты крепления двух задних кронштейнов 1 глушителя к
полосам отпускают на один оборот и контрят гайками, чем обеспечивается
подвижность задних опор при тепловых расширениях корпуса глушителя.
Выбрасываемые в глушитель продукты неполного сгорания топлива и масла
собираются в поддоне глушителя и отводятся по трубопроводу под раму
тепловоза. Резьбовые поверхности штуцеров и гаек труб перед установкой
смазывают графитомедистой смазкой, состоящей из следующих компонентов:
медь порошковая — 10 %, графит серебристый— 20%, глицерин — 70%.
Трубопровод изолирован асбестовой тканью в два слоя, затем стеклолентой
также в два слоя. Изоляцию на концах труб обвязывают ниткой и покрывают
по всей поверхности жидким стеклом толщиной не менее 1 мм.
На стенке корпуса глушителя со стороны входа выпускных газов имеются два
отверстия с фланцами. В эти отверстия устанавливаются подогреватели
воздуха системы осушки сжатого воздуха.
Температура поверхности компенсатора достигает 473 К (200 °С) при
температуре выпускных газов 685 К (412 °С), поэтому компенсатор
закрывается ограждениями 7 и 8. Термоизоляция на поверхности корпуса
глушителя снижает температуру до 329—349 К (56—76 °С) (в зависимости от
места измерения и температуры окружающего воздуха).
В качестве изоляции на поверхности корпуса
глушителя уложен асбестовый картон в два слоя, затем асбестовая ткань в
один слой. Для плотности в стыках между листами асбестового картона и
ткани их взаимно перекрывают на 20—30 мм. На ткань укладывают пакеты из
изоляционных плит, обернутых стеклотканью. Плиты в пакете установлены
коркой из стеклоткани наружу. Сверху пакеты снова укрывают асбестовой
тканью. Прилегание термоизоляции к стенкам корпуса глушителя
обеспечивается увязкой проволокой. Обвязочная проволока прижимается
отгибкой штырей из проволоки, приваренных к поверхности корпуса
глушителя. Термоизоляция сверху закрывается ограждениями из листа,
ужесточенного листовой ромбической сеткой. Плотность прилегания листа к
сетке обеспечивается электросваркой по ячейкам сетки. Резьбовые
поверхности болтов, крепящих нижнее ограждение к бонкам на корпусе
глушителя, перед установкой смазывают графитомедистой смазкой. На
четырех тепловозах установлены глушители с маслоуловителями двух
вариантов, в которых используется эффект центробежного улавливания масла
в результате завихрения потока .выпускных газов на выхлопе из глушителя.