Глава IV СИЛОВОЕ И ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
ТЕПЛОВОЗА 2ТЭ116
IV. 1. Установка дизель-генератора тепловоза 2ТЭ116
Дизель-генератор (рис. 67) своей рамой опирается на опорные платики,
приваренные к раме тепловоза, и крепится со стороны генератора четырьмя,
а со стороны турбокомпрессора двумя болтами 7 и 19. Под опорами тягового
генератора имеются две пружины 4 для компенсации деформаций рамы
тепловоза и уменьшения вибраций генератора. Передний торец блока дизеля
расположен на расстоянии 3077 мм от оси заднего шкворня тепловоза. После
установки дизель-генератора рама тепловоза деформируется и нарушается
плоскостность по-верхностей опорных плати-ков, поэтому перед
окончательным его закреплением определяют величину зазоров между
сопрягаемыми поверхностями рамы дизель-генератора и платиков рамы
тепловоза. Разность зазоров не более 0,05 мм в пределах одного платика
обеспечивается подшлифовкой платиков рамы тепловоза. Для обеспечения
кругового зазора между поверхностями болтов крепления и отверстий рамы
дизеля и рамы тепловоза, предотвращающего работу болтов на срез,
отверстия при установке дизель-генерато-ра центрируют специальными
разжимными оправками с конусными наконечниками.
Чтобы выровнять смещение опорных поверхностей платиков, подбирают наборы
регулировочных прокладок 8 и 18. Толщина набора не должна быть более 4
мм, причем в одном наборе должно быть не более двух прокладок толщиной
0,05 мм и не более четырех — толщиной 1 мм.
Зазоры между привалочными поверхностями рамы дизель-генератора и рамы
тепловоза проверяют щупом при незатянутых болтах в местах постановки
болтов и нажимых шайб, щуп 0,05 мм не должен проходить. Допускаются
местные зазоры не более 0,2 мм в местах постановки болтов на глубине 30
мм от кромки платиков и четверти длины
каждой кромки, а также кромки нажимных шайб на глубине 15 мм и одной
четверти длины окружности шайбы.
Усилие затяжки пружин 4 под генератором, равное 3500Н (35000 кгс),
обеспечивается сжатием ее до размера Г = 189±1 мм установкой прокладок 2
и нажимной шайбы. В нажимной шайбе предусмотрены центральное резьбовое
отверстие МЗО и четыре отверстия диаметром 11 мм в полке нажимной шайбы,
перпендикулярные вертикальной оси, для сжатия пружины при добавлении или
снятии регулировочных прокладок 2. Прокладки 2 прихвачены между собой и
к нажимной шайбе 3 электросваркой по длине окружности участками 15—20
мм. Четыре болта 7 со стороны генератора установлены головкой вверх и
имеют по три отверстия диаметром 8 мм для шплинтов. Их гайки
затягиваются моментом 900—1100 Н • м (90—110 кгс • м).
Крепление концевой опоры двумя болтами 19 с
пружинами 14 исключает передачу напряжений, вызванных тепловой
деформацией дизель-генератора, а также статических и динамических
деформаций рамы тепловоза. Усилие затяжки пружины под концевой опорой,
равное 49 кН (4900 кгс), достигается установлением размера Д — “ 182±1
мм. Болт 19 заводят снизу и канавкой 8 х 8 мм в головке устанавливают в
стойку на раме тепловоза. Болты 7 я 19 должны свободно входить в
отверстие рамы дизель-генератора и тепловоза и выниматься из них, что
свидетельствует о наличии кругового зазора. На поверхности болтов не
должно быть трещин и волосовин, видимых невооруженным глазом. Гайки
затягивают до совмещения прорезей корончатых гаек с отверстиями для
шплинтов в болте.
После окончательного крепления дизель-генератора устанавливают и
приваривают к раме тепловоза продольные 20 и поперечные упоры 5 и 12 с
катетом шва 15 мм. Упоры предотвращают смещение дизель-генератора от
различных сил, возникающих при работе тепловоза. Продольные упоры
размером 150 X 70 мм приваривают в специальном вырезе нижнего листа рамы
дизель-генератора к листам платиков тепловоза. Распорные планки 21
должны плотно прилегать к упорным поверхностям рамы дизель-генератора.
Допускается местный зазор не более 0,2 мм. Распорные планки прихвачены к
упору электросваркой на длине 20 мм. Поперечные упорные упоры 5, 12 и
распорные планки 6, 13 должны быть установлены при холодном двигателе с
зазорами Е и Ж, равными 0,1—0, 5 мм, между распорной планкой и рамой
дизель-генератора. Эти зазоры предотвращают срезание упоров при тепловом
расширении рамы дизель-генератора. Поперечные упоры приварены
электросваркой к опорным платикам, а распорные планки прихвачены к
упорам.
В соответствии с требованиями правил техники безопасности хвостовик вала
ротора тягового генератора закрыт ограждением, которое установлено на
трех кронштейнах с планками, и крепится тремя болтами к подшипниковому
узлу. К фланцу выпускного канала охлаждающего воздуха тягового
генератора приварена электросваркой рамка уплотнения из уголка 32 X 25 х
2 мм. К, рамке приклепано уплотнение 20 X 2055 мм из рулонной резины с
тканевой прокладкой. Под головки заклепок с наружной стороны уплотнения
устанавливается обечайка, повышающая надежность заклепочного соединения.
Вентилятор охлаждения тяювого генератора соединен с всасывающим каналом
рукавом, надетым одним концом на обтекатель вентилятора, а другим — на
всасывающий канал и закрепленным двумя хомутами.
Канал из стеклопластика на полиэфирном связующем своим фланцем
присоединен к фланцу короба-воздухозаборника и крепится к нему болтами,
которые ввернуты в гайки, приваренные электросваркой к фланцу канала
короба-воздухозаборника.
Входной патрубок корпуса турбокомпрессора соединен с воздухоочистителями
двумя каналами из стеклопластика на полиэфирном связующем. Канал своими
фланцами с прокладками с одной стороны присоединяется к
воздухоочистителю, а с другой — к фланцу кожуха. Кожух выставляется по
рамке, прикрепленной болтами к турбокомпрессору. На рамку и на кожух
надевается рукав, затянутый двумя ленточными хомутами. Планки, уложенные
на полки фланцев стеклопластиковых каналов, повышают надежность и
плотность фланцевого соединения. Расслоенные или размочаленные места
стеклопластиковых каналов ремонтируются путем наклейки стеклоткани
смесью, состоящей из ста весовых частей полиэфирной смолы ПН-1, трех
частей гидроперекиси изопропилбензола и восьми частей нафтената
кобальта.
На боковых стенках обоих каналов четырьмя заклепками приклепаны планки
со штуцерами, закрытыми гайками. Отверстие диаметром 2 мм просверлено в
сборе планки с каналом и служит для измерения разрежения перед
турбокомпрессором при необходимости определения параметров работы
турбокомпрессора, а также аэродинамического сопротивления
воздухоочистителей с целью определения для каждых конкретных условий
эксплуатации тепловоза, периодичности промывки и очистки фильтрующих
элементов воздухоочистителей.
Выпускной патрубок корпуса турбины турбокомпрессора соединяется с
глушителем с помощью компенсатора. Кроме того, к дизель-генератору
присоединены трубопроводы топливной, масляной, водяной систем,
воздухопровод автоматики и обслуживания, провода и кабели электрической
схемы тепловоза.
При установке на тепловозе дизель-генератора 2Д70 высота пружин опор
тягового генератора и пружин заднего крепления дизель-генератора должна
быть 188±1 мм, пружин средней опоры — 179± ±1 мм.