111.5. Система осушки сжатого воздуха тепловоза
2ТЭ116
Система осушки сжатого воздуха предназначена для предохранения элементов
пневмосистем тепловоза от попадания влаги и масла. Блок осушки воздуха
собран на отдельной раме, на которой установлены два адсорбера,
пылеотделитель, два нормально открытых, два нормально закрытых и два
обратных клапана, а также два электропневматических вентиля. Блок осушки
с аппаратурой и трубопроводами крепится на крыше кузова рядом с
расширительным баком водяной системы. Подогреватели воздуха,
изготовленные из труб 42x2,5 мм, расположены в глушителе и обогреваются
выпускными газами дизеля. Концевой выключатель, которым совместно с реле
производится поочередное включение адсорберов, установлен на правом
воздухоочистителе дизеля.
Адсорберы наполнены адсорбентом (цеолитом NaA), поглощающим влагу из
сжатого воздуха, пропускаемого через них. Поглощенная адсорбентом влага
периодически удаляется в атмосферу во время пропускания через адсорбер
нагретого воздуха. Периодическое пропускание сухого подогретого воздуха
через адсорберы с целью их регенерации осуществляется автоматически с
помощью клапанов, управляемых электропневматическими вентилями.
Система осушки включена в пневматическую систему тормоза за главными
тормозными резервуарами. Для приведения в действие системы осушки
необходимо открыть кран 88 (рис. 57) и закрыть кран 87 на трубопроводе,
включить автоматический выключатель А6 «Холодильник» на обеих секциях и
при работающем дизель-генераторе перевести штурвал контроллера машиниста
на позицию выше первой. При работе системы осушки сжатый воздух из
главных резервуаров через кран 88 поступает к клапанам 8 и 9. В
зависимости от того, какой открыт клапан 8 или 9, воздух поступает в
левый 4 или правый адсорбер 12.
Из адсорбера осушенный воздух через обратный клапан 2 или 15,
пылеотделитель 1 поступает в питательную магистраль трубопровода
тормоза. Часть осушенного воздуха поступает через дроссель 13 в
по-догреватели 3 и 14. Нагретый в подогревателях воздух проходит через
правый 12 или левый 4 адсорбер, в зависимости от того, какой открыт
клапан, 7 или 10, поглощает из адсорбента ранее задержанную влагу и
уносит ее в атмосферу. Адсорберы сообщаются с главными резервуарами и
атмосферой поочередно с помощью клапанов 8 и 9, управляемых
электропневма-тическими вентилями 6 и 11.
При замыкании электрической цепи катушки элект-ропневматического вентиля
6 подается сжатый воздух под нормально открытый клапан
8 и закрывает его. Одновременно сжатый воздух от вентиля 6 открывает
нормально закрытый клапан 7. Аналогично при замыкании электрической цепи
катушки электропневматического вентиля 11 закрывается клапан 9 и
открывается клапан 10. В то время как один адсорбер сушит сжатый воздух,
в другом регенерируется адсорбент пропусканием через него осушенного
нагретого воздуха и через клапан 7 или 10 влага удаляется в атмосферу.
На нулевой и первой позициях штурвала контроллера машиниста оба
адсорбера работают в режиме осушки, так как электрические цепи питания
катушек электропневматических вентилей разомкнуты контактами реле РУ8.
Адсорбер состоит из корпуса, внутри которого установлен стакан. Вокруг
стакана уложена теплоизоляция, а внутри стакан заполнен адсорбентом. Со
стороны крышки верхний диск стакана прижимается пружиной. Пылеотделитель
одинаков по своим размерам с адсорбером. Осушенный воздух подводится к
пылеотделителю со стороны цилиндрической поверхности. Пыль задерживается
фильтровальной тканью, которой обтянут стакан пылеотделителя.
Рис. 57. Принципиальная схема осушки сжатого
воздуха:
1 — пылеотделитель, 2, 15 — обратные клапаны; 3, 14 — подогреватели, 4,
12 — адсорберы; 5 —
блок автоматики, 6, 11 — электропневматические вентили; 7, 8, 9, 10 —
клапаны; 13 — дроссель; 87, 88 — разобщительные краны (номера кранов
соответствуют номерам на бирках, прикрепленных к ним), А — подвод
воздуха от главных резервуаров, Б — отвод воздуха в питательную
магистраль