(рис. 53) предназначен для поддержания необходимого давления в
расширительном баке при высокотемпературном режиме охлаждения дизеля и
для сообщения бака с атмосферой при разрежении в водяной системе. Клапан
установлен в верхней части бака. Для его установки в отверстии обечайки
вварена гайка с резьбой. На корпусе клапана также нарезана резьба. При
ввертывании клапана между гайкой и фланцевой поверхностью корпуса
установлена прокладка. Между колпаком 11 и корпусом также установлена
прокладка 15. К колпаку приварен штуцер, к которому присоединяется
труба, соединяющаяся с атмосферной трубой после вентиля от
расширительного бака. В корпус клапана ввернут корпус 18 парового
клапана, который также уплотнен прокладкой 13. Для фиксации взаимного
положения оба корпуса зашплинтованы проволокой 8. При повышении давления
в баке более 0,05—0,075 МПа (0,5—0,75 кгс/см2) грибок 12 парового
клапана поднимается вверх, преодолевая сопротивление пружины 3. После
поднятия грибка образуется кольцевой зазор между прокладкой 14 и
посадочной поверхностью грибка. Через этот зазор выходит пар из бака по
пароотводной трубе в атмосферу. При установившемся нормальном давлении в
баке пружина 3, разжимаясь, своим нижним концом давит на шток 4 через
опорную шайбу 20, нижний изолятор 21, шайбу 2, контровочную шайбу 22 и
гайку 1. Грибок 12, жестко закрепленный на верхней части штока,
опускается вниз и прижимается к прокладке 14, обеспечивая герметичность,
и дальнейшее понижение давления в баке прекращается.
При охлаждении воды в расширительном баке образуется разрежение, а при
достижении его 2—8 кПа (0,02—0,08 кгс/см2) под действием избыточного
атмосферного давления опускается верхняя тарелка
7 воздушного клапана, сжимая пружину 10. После открытия воздушного
клапана внутренняя полость бака сообщается с атмосферой через отверстия
А. Как только давление в баке выравняется с атмосферным, пружина 10
снова прижмет верхнюю тарелку к грибку 12. Герметичность закрытия
обеспечивается уплотнительным кольцом 9. На некоторых тепловозах первых
выпусков имеются клапаны в несколько другом исполнении, но принцип и
параметры срабатывания те же.
Реле уровня воды предназначено для дистанционного контроля за нижним
уровнем воды в расширительном баке. При снижении уровня воды ниже
допустимого поплавок реле опускается и рычагом воздействует на контакты
микровыключателя. В результате замыкания контактов микровыключателя
замыкается электрическая цепь сигнальной лампы на пульте управления.
Уровень воды, при котором срабатывает реле, регулируют болтом, ввернутым
в рычаг поплавка с наружной стороны бака. При транспортировке реле
поплавок фиксируется стопорным винтом, для чего поворотом винта по
часовой стрелке нужно совместить индекс на его головке с буквой Т на
крышке реле. При вводе реле в эксплуатацию стопорный винт поворачивают
на 180° против часовой стрелки до совмещения на головке винта с буквой Э
на крышке реле.
Рис. 53.
Паровоздушный клапан:
1 — гайка; 2 — нижняя шайба; 3 — пружина прямого действия; 4 — шток; б —
верхний изолятор; 6,7 — нижняя и верхняя тарелки; 8 — шплинтовочная
проволока; 9 — уплотнительное кольцо; 10 — пружина обратного действия;
11 — колпак; 12 — грибок; 13, 14, 15, 17 — прокладки; 16, 18 — корпуса;
19, 20 — спорные шайбы; 21 — нижний изолятор; 22 — контровочная шайба; А
— отверстие для впуска воздуха