Расширительный бак для воды дизеля тепловоза 2ТЭ116
(рис. 51) предназначен для компенсации
тепловых расширений воды, пополнения системы водой, создания напора на
всасывании водяных насосов и представляет собой цилиндрическую емкость с
теоретическим объемом 0,34 м3 (340 л), разделенную перегородкой 12,
установленной по центру паровоздушного клапана. Перегородка не доходит
до верхней и нижней частей обечайки 10, чем создается возможность
сообщения левой и правой частей бака между собой. Одна часть бака
сообщается с системой охлаждения дизеля, а другая —с системой охлаждения
масла и наддувочного воздуха через патрубки 17, приваренные к обечайке
бака. В месте приварки патрубков обечайка усилена накладками. Бак
крепится к кронштейну в крыше тепловоза двумя лентами 9 и четырьмя
болтовыми соединениями 8.
Внутри бака установлена труба 7, которая служит для выпуска воздуха из
системы при заправке и в то же время не допускает переполнения бака
водой. Объем воды в баке при полностью заправленной системе составляет
0,295 м3 (295 л). С правой стороны по ходу тепловоза на днище бака
приварено два штуцера 16 для крепления водомерного устройства 15. Через
эти штуцера сообщаются полости бака и водомерного устройства. По
водомерному устройству визуально контролируется уровень воды в баке. Для
улучшения видимости уровня воды предусмотрен светильник, укрепленный на
бонках 14. Пароотводные трубки от систем охлаждения дизеля, масла и
наддувочного воздуха подсоединяются к штуцерам 6 и 13. В днище бака с
левой стороны вварено
ограждение 2, в котором установлено реле уровня воды 3, которое при
достижении уровня воды в баке ниже допустимого замыкает электрическую
цепь лампочки, установленной на пульте управления. Бонка 4 служит для
крепления электрических проводов к реле. Штуцер 5 предназначен для
подсоединения трубопровода к манометру. Манометр служит для контроля за
давлением в расширительном баке при высокотемпературном режиме
охлаждения дизеля. Паровоздушный клапан и реле уровня воды уплотнены
прокладками.