Водяная система охлаждения масла и наддувочного
воздуха дизеля тепловоза 2ТЭ116
образует «холодный» контур. Водяной насос, левый по ходу тепловоза,
нагнетает воду в левый нижний коллектор холодильника тепловоза и по
передним секциям радиатора — в верхний левый коллектор. Из левого
верхнего коллектора вода отводится в правый верхний коллектор и по
восьми левым и трем правым секциям радиатора опускается вниз,
охлаждается и от нижних коллекторов подходит к охладителю масла. Охладив
масло, вода идет на охлаждение наддувочного воздуха и к всасывающей
полости водяного насоса, т. е. замыкается «холодный» контур водяной
системы.
Всасывающая полость водяного насоса этого трубопровода также соединяется
с расширительным баком через трубу с невозвратным клапаном 18 (рис 50).
Параллельно этому клапану установлен вентиль 29, который открывают при
заправке и сливе воды из системы. От этого контура в зимнее время
подогревается огнегасящая жидкость в резервуаре воздухопенной
противопожарной установки. Отключается обогрев вентилем 40. На
трубопроводе охлаждения масла и наддувочного воздуха также имеются
штуцера 6 под манометры и патрубки 7 для ртутных термометров.
В зимнее время при работе дизель-генератора на малых позициях
контроллера машиниста наддувочный воздух бывает холоднее, чем
охлаждающая его вода, и наблюдается обратный процесс передачи тепла от
воды к наддувочному воздуху. В результате этого процесса возникает
опасность переохлаждения воды «холодного» контура. Поэтому в системе
предусмотрен вентиль 27, при открытии которого часть горячей воды,
выходящей из дизеля, попадает во всасывающую полость водяного насоса
«холодного» контура, а циркуляционный насос охлаждающей воды дизеля
отбирает воду из контура охлаждения масла и наддувочного воздуха после
охладителя масла дизеля. Авладителя масла дизеля. Автоматическое
управление левыми жалюзи и мотор-вентиляторами осуществляется
датчиками-реле температуры, установленными на выходе масла из дизеля.