Поддерживает необходимое давление в топливном коллекторе
дизель-генератора при циркуляции топлива в топливной системе. Он состоит
из корпуса и направляющей, уплотненных по стыку прокладкой. В
направляющей установлен клапан и прижат к седлу пружиной. Клапан
открывается при давлении 0,11—0,13 МПа (1,1—1,3 кгс/см2).
Демпфер дизеля тепловоза 2ТЭ116
(рис. 47) служит для гашения пульсирующей составляющей давления топлива.
Он состоит из корпуса 1 и ввернутого в него узла регулировочной иглы.
Узел регулировочной иглы законтрен от самопроизвольного отворачивания
установочным винтом 8. Герметичность соединения обеспечивается
уплотняющими прокладками 9 и 11. В свою очередь узел регулировочной иглы
состоит из корпуса 2, в который вворачивается регулировочная игла 5 с
двумя уплотняющими прокладками 4 и 10, шайбой 3 и пружиной 6, служащей
для стопорения иглы в установленном положении. В корпус 2 вворачивается
два установочных винта 7, фиксирующих соответственно закрытое и открытое
положение регулировочной иглы. Гашение пульсирующего давления
осуществляется благодаря сопротивлению, возникающему в кольцевом зазоре
между седлом корпуса 2 и конусом регулировочной иглы 5. Кольцевой зазор
может регулироваться изменением положения иглы в корпусе, которое
осуществляется вворачиванием или выворачиванием иглы. Перед установкой
на тепловоз демпфер наворачивается на штуцер манометра так, чтобы ось
регулировочной иглы демпфера была пер-пендикулярна по отношению к
плоскости циферблата манометра. Такого положения достигают варьированием
толщиной или количеством уплотнительных прокладок. В качестве уплотнения
применяются прокладки из фибры. Окончательная регулировка производится в
рабочем режиме; оптимальным считается положение, при котором размах
стрелки манометра не превышает двух делений шкалы.
Рис. 47. Демпфер
Манометр дизеля тепловоза 2ТЭ116
Манометр представляет собой показывающий прибор и
предназначен для измерения избыточного давления в системах и установках
подвижного состава железных дорог, в данном случае для измерения
давления до и после фильтра тонкой очистки топлива.
Манометр построен по классической схеме механического манометра, у
которого в качестве чувствительного элемента используется одновитковая
трубчатая пружина, согнутая по дуге окружности и имеющая овальное
сечение. При подаче внутрь пружины избыточного давления топлива трубка в
сечении стремится стать более круглой. Возникающая в результате
деформации трубки сила незначительно раскручивает трубку и ее свободный
конец перемещается, а это перемещение передается на стрелку прибора с
помощью рычажно-зубчатого механизма. Манометры установлены на щитке в
машинном помещении .
От манометров к месту измерения давления прокладывается трубопровод. К
манометру с помощью накидной гайки и ниппеля присоединен компенсатор.
Для герметизации соединения под ниппель устанавливают прокладку из меди
или фибры. Компенсатор представляет собой согнутую кольцом медную
трубку. Он компенсирует деформации и перекосы трубопровода, уменьшает в
местах соединений механические напряжения от вибраций. Нижний конец
компенсатора присоединен к стальной трубке, проложенной к месту
измерения. Топливная труба и трубка, идущая к манометру, соединены с
помощью шарового соединения. Штуцер для отбора давления устанавливается
на прямом участке трубопровода, чтобы не было искривлений и завихрений
потока, которые могут исказить результаты измерения.