11.5. Краткое
описание дизель-генератора 2Д70 тепловоза 2ТЭ116
Дизель-генератор 2Д70 представляет собой шестнадцатицилиндровый
V-образный четырехтактный двигатель со струйным распиливанием топлива,
газотурбинным наддувом и промежуточным охлаждением воздуха. Двигатель и
генератор смонтированы на общей поддизельной раме сварной конструкции и
соединены между собой пластинчатой муфтой.
Блок дизеля стальной, сварной, состоящий из поперечных, продольных и
наклонных боковых элементов. Поперечные листы с вваренными опорами
коренных подшипников коленчатого вала делят блок на девять отсеков. В
отсеках расположены цилиндры и кривошипно-шатунные механизмы, а в
девятом — передача приводов распределительных валов. Объем в развале
блока используется в качестве ресивера наддувочного воздуха. К наружным
боковым листам приварены поперечные листы с вваренными опорами
подшипников распределительных валов. На переднем торце блока монтируются
привод агрегатов, объединенный регулятор, тахометр, воздухоохладители и
турбокомпрессор.
Втулки цилиндров литые из специального чугуна, на втулку надета литая
рубашка, образующая полость для циркуляции охлаждающей воды. Уплотнение
между рубашкой и втулкой обеспечивается по цилиндрической поверхности
постановкой резиновых колец, а по опорному бурту—плотным прилеганием без
прокладок.
Охлаждающая вода подводится из водяного коллектора к нижней части.
Переток воды из зарубашечного пространства втулки в крышку цилиндра
происходит через 11 отверстий в опорном бурте втулки. Уплотнение
отверстий обеспечивается резиновыми кольцами.
Крышка цилиндра отлита из чугуна. Внутри крышки выполнены перегородки
для распределения потоков воды с целью ее равномерного охлаждения. В
направляющих втулках, запрессованных в крышку, установлено два впускных
и два выпускных клапана, в средней части— отверстие для форсунки. На
верхней плоскости крышки закрепляются корпус привода клапанов и
индикаторный кран. В крышке имеются шесть сквозных отверстий для прохода
шпилек, крепящих ее к блоку и одно отверстие для отвода воды в водяной
коллектор.
Коленчатый вал отлит из высокопрочного чугуна и имеет восемь шатунных и
десять коренных шеек. На фланце между девятой и десятой коренными
опорами крепится коническая шестерня привода распределительных валов. В
передней части вала устанавливается анти-вибратор, а к торцу крепится
зубчатая муфта привода вспомогательных агрегатов. Шатунные и коренные
вкладыши изготовляются из биметал-лической ленты с антифрикционным слоем
из высокооловянистого алюминиевого сплава.
Поршень алюминиевый, литой со стальным кольцедержателем. В верхней части
поршня расположены три компрессионных и два маслосгонных кольца. В
бобышках поршня помещается палец плавающего типа.
Шатуны стальные, штампованные. Шатунный механизм состоит из главного и
прицепного шатунов. Втулки верхних головок шатуна стальные с бронзовой
заливкой.
Двигатель имеет два распределительных вала механизма газораспределения и
привода топливных насосов. Каждый вал вращается в одиннадцати стальных
подшипниках с баббитовой заливкой. Клапаны приводятся в действие от
кулачков распределительного вала через толкатели со штангами и рычажный
механизм.
Выпускные коллекторы неохлаждаемые, покрыты слоем теплоизоляции. На
дизеле отсутствуют нагретые открытые места, могущие служить причиной
возникновения пожара.
Для наддува дизеля применен турбокомпрессор
ТК-38В-43 со степенью повышения давления 2,55 и приведенной частотой
вращения ротора 297 с-1 (17 800 об/мин). Этот турбокомпрессор не
позволил использовать глушитель шума на выхлопе дизеля, применяемый для
дизель-генератора 1А-9ДГ, поэтому на тепловозе установлена только
выпускная труба с искрогашением, а это повлекло за собой изменение
конструкции крыши кузова. По этой же причине несколько изменена
установка воздухоочистителей дизеля.
Тепловозы с дизель-генераторами 2Д70 и 1А-9ДГ имеют различия по
топливным, масляным и водяным системам. Топливная и масляная системы
отличаются прежде всего типом применяемых фильтров грубой и тонкой
очистки. Системы имеют различия в установке приборов, контролирующих
параметры работы дизелей
Откачивающий масляный насос дизель-генератора 2Д70 шестеренчатого типа с
подачей 26,4 дм3/с (95 000 л/ч) забирает горячее масло из отсека,
расположенного в поддизельной раме, и подает его в два охладителя,
откуда масло поступает в отсек холодного масла, из которого
нагнетательным насосом шестеренчатого типа с подачей 20,8 дм3/с (75 000
л/ч) масло подается для смазывания дизеля через сетчатый фильтр грубой
очистки с размером ячейки 100 мкм. Для циркуляции охлаждающей воды
применяются водяные насосы охлаждения двигателя, масла и наддувочного
воздуха центробежного типа с подачей при нормальных условиях 27,8 дм3/с
(100 000 л/ч).
Топливный насос дизеля плунжерный, с постоянным ходом и регулировкой
количества подачи топлива перепуском в конце нагнетания. Диаметр
плунжера 16 мм, ход плунжера 22 мм. Форсунка закрытого типа с давлением
начала впрыска 28+0,5 МПа (280±5 кгс/см2). Предельный регулятор
центробежного типа выключает подачу топлива при 18,7—1,93 с-1 (1120—1160
об/мин). Объединенный регулятор частоты вращения и мощности всережимный,
центробежный, непрямого действия, с гидравлическим сервомотором,
изодромной обратной связью, с дистанционным электрогидравлическим и
ручным управлением, с автоматическим регулированием мощности на всех
скоростных режимах через индуктивный датчик, включенный в схему
управления возбуждением тягового генератора.
Электрическая схема тепловоза с дизелем 2Д70 имеет отличие только в
электрической цепи пуска дизель-генератора и в монтаже коробки выводов
дизель-генератора.
Разница в абаритных размерах дизель-генераторов 2Д70 и 1А-9ДГ повлекла
за собой различия в установке полов вокруг них. Сама установка
дизель-генераторов имеет также некоторые различия.