(рис. 36) перекрывает поступление наддувочного воздуха из
турбокомпрессора к цилиндрам дизеля при поступлении на механизм
воздушной заслонки импульса давления масла при срабатывании предельного
выключателя. Механизм воздушной заслонки смонтирован на улитке
турбокомпрессора и состоит из следующих узлов: рукоятки 36, сервомотора
34, поршня 44 со штоком 50, крышки 49 с заслонкой 54 и проставка 4.
Масло из патрубка 4 (см. рис. 35), куда оно постоянно поступает от
фильтра масла грубой очистки, по трубе 6 проходит через дроссель 11 в
мембранную полость сервомотора 14, заполняет полость, вытесняя воздух, и
далее по трубе 16 через угольник 19 и отверстие Г стакана 20 подается в
полость .Е предельного выключателя 25, откуда сливается в привод
распределительного вала.
Одновременно с поступлением в трубу 6 масло подается в трубу 31,
проходит через редукционный клапан 30, заполняет аккумулятор 27 и
попадает в канавку Д предельного выключателя, разобщенную от отверстия
Г.
При превышении максимально допустимой частоты вращения коленчатого вала
дизеля груз 24 под действием центробежной силы воздействует на рычаг 23
и выводит его из зацепления со стаканом 20. Стакан под действием пружины
21 перемещается вверх, передвигает рейки топливных насосов на нулевую
подачу топлива и соединяет канавку Д с отверстием Г и тем самым сообщает
аккумулятор с полостью А сервомотора воздушной заслонки. Одновременно
перекрывается слив масла из отверстия Г в полость Е.
Из-за наличия сжатого воздуха в аккумуляторе
происходит резкое возрастание давления в правой ветви трубопровода, что
способствует резкому давлению масла на мембранный пакет, гайка которого
нажимает на защелку, освобождая поршень 9. Под действием пружины 12
поршень резко перемещается вверх, связанный с ним шток 13 поднимается до
упора и через вилку, серьгу и серповидный рычаг опускает заслонку на
проставок. Таким образом происходит перекрытие прохода нагнетаемого
турбокомпрессором наддувочного воздуха из улитки к цилиндрам дизеля.
Через открывшееся отверстие В воздух выходит из улитки и ресивера блока
наружу.
От одновременного прекращения подачи в цилиндры топлива и воздуха дизель
снижает обороты и останавливается. Исключен «разнос» дизеля от перехода
его работы с топлива на масло.
На дизель-генераторах 1А-9ДГ воздушной заслонки нет.