11.2. Конструкция основных сборочных
единиц и деталей дизеля 1А-9ДГ-2 тепловоза 2ТЭ116
Коллекторы и выпускные трубы дизеля 1А-9ДГ-2
тепловоза 2ТЭ116
(рис. 25) имеют водяное охлаждение. Коллектор состоит из двух секций 1 и
4. Между секциями установлена прокладка 13 из асбостального листа.
Каждая секция представляет собой сварные из листовой стали двухстенные
трубы, внутри которых вставлены трубы 9 из жаропрочной стали. Между
наружной 11 и промежуточной 10 трубами коллектора образуется полость для
перетока воды, охлаждающей коллектор. Вода для охлаждения коллектора
поступает из крышек цилиндров по отверстиям В во фланцах коллектора.
Соединение крышки с коллектором уплотнено резиновыми кольцами 16. Сверху
во фланцах имеются резьбовые отверстия, закрытые пробками 20, для
установки термопар. Коллектор к крышкам крепится болтами 17. Стыки между
крышками цилиндров и фланцами выпускного коллектора уплотняются
прокладками 18 из асбостального листа. Для отвода воздуха и
образовавшегося во время работы дизеля пара на патрубки каждого цилиндра
установлены трубки 2. Вода от кол-
лектора отводится в верхней части газовыпускных
труб через фланец 6. На газовыпускных трубах установлены съемные
компенсаторы 7, закрытые изоляцией из асбестовой ткани и стеклоткани.
Наличие жаровых труб в коллекторах позволяет значительно снизить отвод
тепла от выпускных газов в воду. Водоохлаждаемые коллекторы имеют также
следующие преимущества: минимальное количество компенсаторов
(2 шт. на дизель), отсутствие поверхностей с температурой выше 160 °С,
что обеспечивает необходимую пожаробезопасность в случае попадания на
коллектор топлива или масла, уменьшение выделения тепла в машинное
помещение.