11.2. Конструкция основных сборочных
единиц и деталей дизеля 1А-9ДГ-2 тепловоза 2ТЭ116
Вентилятор дизеля 1А-9ДГ-2 тепловоза 2ТЭ116
(рис. 22) представляет собой одноступенчатый осевой компрессор,
установленный на приводе распределительного вала, а предназначен для
охлаждения генератора. Вентилятор состоит из статора и ротора. Ротор
имеет вал 26, рабочее колесо 27, втулку 22 с уплотнительными кольцами
23, шестерню 14, два шарикоподшипники 19 и втулку 5. Ротор вращается
коленчатым валом через шестерни привода распределительного вала и
шестерни вентилятора. Наибольшая частота вращения ротора вентилятора п =
93,8 с-1 (562 об/мин).
Статор вентилятора содержит обтекатель 1, корпус 4 и патрубок 9.
Обтекатель предназначен для снижения гидравлических потерь. Корпус 4
является остовом вентилятора. Воздух поступает в вентилятор через
обтекатель 1 к рабочим лопаткам 2 колеса вентилятора и направляется
через патрубки 9 и 34 на охлаждение генератора.
В нижней части корпуса установлена цапфа 15, из которой закреплены
роликоподшипники 17 с шестерней 18. К переднему торцу корпуса прикреплен
спрямляющий аппарат, состоящий из двух концентричных ободов 21 с
приваренными к ним лопатками 20. Аппарат уменьшает потери давления
воздуха на выходе из рабочего колеса и придает воздушному потоку осевое
направление. Рабочие лопатки 2 установлены в кольцевом пазу, выполненном
в рабочем колесе и диске 29, и крепятся болтами. Шарикоподшипники 19
смазываются маслом, поступающим из привода распределительного вала по
каналу Л через дроссель 30, канал К, масляную полость В, канал Б и по
отверстиям М во втулке 6. На шестерни 14 и 18 и роликоподшипники 17
масло сливается с шарикоподшипников ротора и разбрызгивается. Затем
масло сливается по отверстиям Е и Ж в привод распределительного вала и
далее в раму дизеля. Для предотвращения попадания масла в воздушную
полость вентилятора имеется многоступенчатое комбинированное уплотнение.