11.2. Конструкция основных сборочных
единиц и деталей дизеля 1А-9ДГ-2 тепловоза 2ТЭ116
Поршень дизеля 1А-9ДГ-2 тепловоза 2ТЭ116
(рис. 17) имеет составную конструкцию. Он состоит из стальной головки 6
и алюминиевого тронка 11, скрепленных четырьмя шпильками 1 с гайками 17.
Составная конструкция поршня позволяет применить для головки поршня
сталь с необходимыми жаропрочными свойствами, для тронка—антифрикционный
алюминиевый сплав и снизить массу поршня.
Головка поршня охлаждается маслом. Из верхней головки шатуна масло
поступает в плотно прижатый к ней пружиной 14 стакан 13 и далее по
отверстиям Б в полость охлаждения А. Из полости охлаждения масло по
каналам В стекает в картер дизеля. На режиме номинальной мощности
температура головки над верхним компрессионным кольцом не превышает 443К
(170 °С). Рабочая поверхность тронка покрыта слоем дисульфида молибдена
(антифрикционное приработочное покрытие). В отверстия бобышек тронка
установлен поршневой палец 3 плавающего типа. Осевое перемещение пальца
ограничивается стопорными кольцами 4. Поршень имеет три компрессионных
кольца 7 с односторонней трапецией, одно компрессионное прямоугольное
(минутное) кольцо 8 и два маслосъемных кольца 9 и 15. Кольцо 9 снабжено
пружинным расширителем (экспандером). Верхние три компрессионные кольца
изготовлены из легированного высокопрочного чугуна и имеют хромированную
рабочую поверхность.
Поршни дизель-генераторов 1А-9ДГ имели следующие
основные отличия: все три компрессионных кольца имели трапециевидное
сечение; два маслосъемных кольца были размещены выше оси поршневого
кольца, верхнее кольцо было односкребковое, второе кольцо двухскребковое
(с экспандером); ниже оси поршневого пальца маслосъемные кольца.
Усовершенствованные поршни, примененные на дизель-генераторах 1А-9ДГ-2,
позволили на 40% уменьшить пропуск газов в картер, снизить
загрязняемость масла и повысить срок его службы.
Рис 17. Поршень 1 — шпилька; 2 — втулка; 3 — палец,
4, 5 —
кольца стопорное и уплотнительное, 6 — головка поршня, 7 — кольцо
компрессионное с односторонней трапецией, 8 — кольцо компрессионное
(минутное), 9, 15— кольца маслосъемные (кольцо 9 с экспандером), 10—
экспандер; 11— тронк, 12 — трубка, 13 — стакан, 14 — пружина; 16 —
проволока, 17 — гайка; А — полость охлаждения, Б — отверстие для
перетока масла; В — отверстие для слива масла из полости охлаждения