11.2. Конструкция основных сборочных
единиц и деталей дизеля 1А-9ДГ-2 тепловоза 2ТЭ116
Крышка цилиндра дизеля 1А-9ДГ-2 тепловоза 2ТЭ116
(рис. 15) литая из высокопрочного чугуна. Днище крышки в районах между
клапанными и форсуночными отверстиями имеет занижение толщины, что
обеспечивает лучшее охлаждение днища, более равномерный его нагрев и
снижение уровня термических напряжений. В крышке установлено два
впускных 2 и два выпускных клапана 6. Выпускные клапаны имеют наплавку
фасок кобальтовым стеллитом ВЗК для повышения жаростойкости и
износостойкости. Для обеспечения высокой износостойкости посадочных
фасок для выпускных клапанов в крышке установлены плавающие вставные
седла 5, удерживаемые пружинными кольцами 4. Седла и стопорные кольца
изготовлены из жаропрочных сталей. Каждая пара клапанов открывается
одним рычагом через гидротолкатели. Гидротолкатели ликвидируют при
работе дизеля зазор между рычагом и клапаном и тем самым снижают
шумность работы дизеля. Масло в гидротолкатель поступает из масляной
системы дизеля через отверстие в штанге, отверстие Д в рычаге и
отверстие Ж в полость Л гидротолкателя, когда клапан закрыт. В момент
нажатия гидротолкателя на клапан давление масла в полости Л мгновенно
повышается, шарик клапана 36 препятствует выходу масла через отверстие Ж
и усилие рычага передается на клапан через масляную подушку.
Направляющие втулки 3 и 7 клапанов изготовлены из чугуна. Для уменьшения
прохода масла в камеру сгорания из клапанной коробки используются
фторопластовые кольца 10.
Хромирование штоков клапанов, рационально выбранные
зазоры между штоками клапанов и направляющими втулками придают высокую
износостойкость паре клапан — направляющая втулка.
Охлаждающая вода поступает из втулки цилиндра по каналам А и отводится
через отверстие Г.
Оси рычагов смазываются маслом, поступающим из отверстия в рычагах. Из
крышки цилиндра по отверстию К и трубке в блоке цилиндров масло стекает
в картер дизеля. Отверстие Б предназначено для контроля плотности стыка
крышки цилиндра с втулкой.